Собрать область. И не только
Креативное предложение сделано школе молодыми новгородскими инженерами.
Необычное учебное пособие появилось в школе №14. Это комплект из 22 деревянных пазлов. Если их правильно собрать, то получится карта Новгородской области.
Каждый элемент в точности повторяет границы одного из районов нашего региона, которых, как известно, 21. Но помимо них отдельный пазл, можно сказать, ключевой, – озеро Ильмень, помогающий быстрее выстраивать территорию. Это географическая игра-пособие так и называется «Собери область!». На минувшей неделе ученики 6-7 классов школы №14 первыми апробировали ее в рамках состязаний, организованных по внеурочной программе. Судя по эмоциям, бившим через край, новинка оказалась занятной и для ребят, и для педагогов. А на этой неделе новое пособие уже вовсю «работало» на уроке краеведения в 6«А» классе при изучении климата Новгородской области.
Вера Сергеевна Лебедева, педагог с 30-летним стажем, заслуженный учитель России, поставила задачу — спроектировать климатическую карту региона. Сделать это непросто, когда нет учебников и никаких пособий, только старая географическая карта 80-х годов прошлого века. Разбившимся на несколько групп ребятам было предложено на основе собранной из пазлов карты подготовить мини-проекты. Одни определяли район с температурным максимумом в самый жаркий месяц и наносили соответствующую цифру, другие, наоборот, отмечали, где самый холодный климат, или стрелочками указывали господствующие ветры, или распределяли облачность. Изучение темы захватило буквально каждого, а сам процесс превратился в увлекательное знакомство с природными явлениями своего края. Теперь наверняка каждому стало понятно, почему на западе области летом прохладнее, а на востоке — теплее, а зимой холоднее. Но вот с карты учитель убирает центральный пазл и предлагает спрогнозировать, каким бы был у нас климат без озера Ильмень. И с таким творческим заданием справляются успешно. «Как вам урок?» – интересуется учитель, когда прозвенел звонок. В ответ: «Очень интересным был и очень понятным. Мы работали именно с картой, составляли ее своими руками». И вместе с Верой Сергеевной предлагают в такой же форме изучать природные ресурсы, например, чем богат тот или иной район, или обозначать реки и озера… Словом, идей много.
– Мне и самой было очень интересно, что-то в процессе урока приходилось импровизировать. Но такая форма при изучении краеведения доступна и уже видно, что помогает нашим учащимся быстро запомнить названия и местоположение районов области, их особенности. Вместе с этим у ребят развиваются зрительная и моторная память, практические навыки работы с картой, – говорит Вера Лебедева.
Несколько комплектов «Собери область!» в качестве подарка школе №14 передали молодые инженеры Владимир Анисимов и Андрей Лебедев. В недавнем прошлом они сами учились в гимназии №2, затем в петербургских технических вузах, по окончании которых вернулись в родной город.
Вернулись с новыми идеями и горячим желанием их реализовать. Начали со сборки 3D-принтера и изготовления на нем нестандартных деталей. Один из первых полученных заказов – изготовление на 3D-принтере руля для военной полуторки, которую подняли со дна Волхова новгородские поисковики и восстанавливали на одном из заводов. Потом, получив грант по программам «Умник» и поддержки начинающего малого бизнеса, расширили производственную базу и создали свое конструкторское бюро «Прототип».
Несколько месяцев назад приобрели станок лазерной резки и организовали здесь новые рабочие места для молодежи. На компьютере составляется программа, а по ней луч лазера и вырисовывает или вырезает заданный контур. Берутся за самые различные заказы – и простейшие, и такие, готовых решений по которым нет, все приходится додумывать самим. Идея с картой области из пазлов-районов пришла сама собой. «После окончания Санкт-Петербургского ИТМО у меня был небольшой опыт работы в школе учителем информатики. Были мысли, как сделать учебные пособия, чтобы легче усваивался учебный материал. Это пробный вариант. Вырезать карту области в виде пазлов на самом деле несложно. Володя Анисимов составил все на компьютере, остальное лазерной резкой мы делали со студентами, которые проходят у нас практику», – говорит один из создателей КБ «Прототип» Андрей Лебедев (однофамилец педагога).
Директор школы №14 Наталья Протасова добавляет, что пособие «Собери область!» однозначно востребовано, на педсовете уже обсуждались различные варианты, как можно усложнить карту новыми элементами в зависимости от темы урока. Кроме того, у педагогов школы возникло деловое предложение к молодым инженерам — разработать карту древнего Новгорода и вывести в пазлы Детинец и концы города: Славенский, Плотницкий, Неревский, Людин, Загородский. Историю города, говорят, так лучше будет изучать.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)