Вот такая история!

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Продолжаем конкурс знатоков города под названием «Вот такая история!», организованный редакцией газеты «Новгород» и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником. Этот экскурс в историю в интерактивном формате с помощью вас, читатели городского еженедельника, посвящен 100-летию Октябрьской революции.

Итак, перелистываем страницы советского периода. Одна из первых была когда-то представлена в Музее революции. Очередной вопрос к читателям был: когда в Новгороде открылся Музей революции и где он располагался?
Ответы прислали Светлана Егорова, Марина Келка, Нина Андреева, Татьяна Герасимова, Светлана Никитина и другие. Подсказкой для наших читателей стал «Вестник Новгородского госуниверситета» № 83, 2014 года и статья гендиректора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой об истории создания Музея революции в Новгороде.
После революции в 1921 году в Новгороде было открыто три музея, один из которых — Музей революции.
«Мысль о создании Музея революции давно витала в Губоно, с весны 1921 г.», – вспоминал один из первых его руководителей А. А. Рождественский. Но воплотить эту идею было почти невозможно, поскольку отсутствовали специалисты, не было концепции такого типа музея, не было экспозиционных материалов и средств. А уже в сентябре того же года на заседании организационной комиссии Н. Г. Порфиридов, руководивший управлением Новгородских губернских музеев, представил проект, за основу которого были взяты положения петроградского Музея революции. Ставились две задачи: «1) собирание, хранение и организация материалов революционной истории и быта» и «2) распространение правильных понятий о революции и пропаганда революционных идей».
В октябре 1921 года появились первые материалы (к концу года их по описи было 6350), началась подготовка первой тематической выставки к 4-й годовщине Октябрьской революции. Она называлась «Выставка печати», так как основными экспонатами были газеты, плакаты, журналы, брошюры и книги, а также несколько фотографий. Экспозиция разместилась в здании бывшей мужской гимназии (ул. Б. Московская). Торжественное открытие состоялось 7 ноября 1921 года. За три дня выставку посетило около 600 человек. Затем под Музей революции отвели две комнаты в здании бывшего духовного училища на территории Новгородского кремля. Двери были открыты с 10 утра до 12 ночи. В 1922 году здесь было подготовлено несколько тематических выставок: об истории губернского Союза Молодежи, празднике 1 Мая и истории революционного движения в России и Новгородской губернии. В 1923 году Музей революции переместили в бывший дом губернатора на улице Луначарского ( Б. Московская, 7, в советское время здесь был горисполком, сейчас — школа фольклора «Кудесы»), за год его посетило около 20 тысяч человек. В 1925 году музей переселили в здание губернской совпартшколы на ул. Б. Московскую, откуда он и начинал свой путь и спустя 5 лет закончил из-за отсутствия финансирования.
А теперь очередная история от сотрудников музея.

«ПОДТЯНУТЬ КАК СЛЕДУЕТ»

В 1920-е годы за водный транспорт отвечало Ильменское агентство Северо-Западного речного пароходства. Суда курсировали по Волхову и Мсте, в сутки – по пяти направлениям. Но чтобы сесть на пароход, например, в Кречево (Старорусский район) или Броннице, до трапа надо было добираться на лодке. Волны же, расходящиеся от бегущей речной машины, представляли реальную угрозу.
В 1924 году очевидцы жаловались в газету: по вине администрации парохода «Всероссийский Староста Калинин» на пути Старая Русса – Новгород 5 сентября случилось несчастье. Для переправы на пароход пассажирам подали утлую лодчонку, с трудом вместившую 18 человек (цинизм ситуации усугубляло то, что пароход располагал другой лодкой, примерно на 80 пассажиров). Лодчонка, конечно же, перевернулась, ко дну пошли документы и багаж. «А с парохода в это время как команда, так и капитан смеялись, радовались развлечению…», – писал «комсомолец В. Б.» Администрация не просто не помогла, но и заставила потерпевших, среди которых были необразованные крестьяне, подписать акт о своей невиновности. А спустя два месяца, – продолжали вести хронику корреспонденты «Звезды», – еще 20 человек искупались в ноябрьской воде, и на этот раз с жертвами – погибли две женщины. Выяснить, кто виноват, не удалось. Одним из самых опасных мест новгородцы считали берег у Рюрикова городища, где начинается Сиверсов канал. Там пароходы продолжали рассекать на полном ходу, обливая холодной водой всех, кто оказался на их пути. «На пароходе ждут этого удовольствия и весело хохочут над пострадавшими», – жаловались очевидцы. Предлагалось пускать менее мощные машины и даже «подтянуть как следует» пароходные команды – советская власть уделяла внимание культуре трудовых коллективов.
Кстати, новгородское пароходство успешно просуществовало до конца XX века.

Вопрос:Какие виды общественного транспорта, помимо речного,  были доступны новгородцам в первые годы советской власти?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу: Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Напомним, подборка «Вот такая история!»  выходит 2 раза в месяц. Стать участником конкурса может любой из вас.