Пеший ход с препятствиями
Городские тротуары – тема, подсказанная читателями.
Судя по обращениям в редакцию, не только во дворах рядом с многоэтажками люди хотят комфорта и обсуждают не только создание красивых скверов и парков. Удобная городская среда — это и условия для пешеходов, дорожки, по которым мы ходим.
Странная дорога
– Давайте пройдем в микрорайон «Ивушки» и к новой школе со стороны улицы Державина, мимо заправки, – предложила жительница этого микрорайона Вилена Федорова. – Здесь есть все – стоянки для машин, заездные «карманы», автозаправка, аккуратные, как по линеечке, дороги и для пешеходов… тротуарчики, по которым уже в сентябре пойдут в школу дети… нелегко и небезопасно придется переходить здесь дороги детям. Нет указателей, да и куда переходить, если нет тротуаров. Только узенькая лента вдоль заправки единственного тротуарчика, на котором вдвоем не разойтись и где постоянно обдает грязью проезжающий транспорт.
Разве такой должна быть современная дорога к школе? Вместе с нашим фотокорреспондентом, вооружившись рулеткой, мы отправились по указанному маршруту. Но перед этим попросили дать комментарий проектировщиков, какими должны быть современные тротуары.
Вот что пояснила начальник комплексной мастерской №2 ОАО «Новгородгражданпроект», являющегося разработчиком проекта планировки этого микрорайона и жилых домов, Галина Удальцова:
– Ширина пешеходных дорожек регламентируется федеральными требованиями. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м и рассчитана на движение по ней одного человека. Если тротуар основной, то этот норматив увеличивается как минимум вдвое, чтобы 2 человека могли разойтись. В «Ивушках» минимальная ширина тротуаров составляет примерно 1 метр, это, к примеру, возле парковок. Основные тротуары – не менее 1,5 метра, а там, где в домах запроектированы встроенные помещения, тротуары еще шире – до 2,7 м. При проектировании дорожной сети мы ориентируемся на установленные федеральные нормативы. Учитывая, что микрорайон развивающийся, здесь открываются школа и детсад, соответственно, продуманы удобные подходы к этим соцобъектам. С одной стороны (если от конечной автобусной остановки) идет широкая пешеходная полоса, далее для передвижения пешеходов две параллельные дорожки по 2 метра шириной каждая, они образуют аллею, чтобы развести потоки идущих. Это вдоль домов по ул. Большой Московской, д.122, корп. 2 и д.124, корп. 3. Перед кольцом, примерно там, где библиотека на ул. Державина, в целях безопасности дорожного движения планируется установить светофор.
То, что тротуары в «Ивушках» даже сверх нормативов, подтвердили и наши замеры. Спросили мнение прохожих – в основном всех все устраивает. В том числе и молодую маму с коляской.
Но интересно другое. В своем обращении в редакцию Вилена Федорова спрашивает и про другую дорогу, возле заправки, идущую от ул. Державина к новому микрорайону (на фото). Здесь асфальт хороший, тротуар широкий – почти 1,5 м, но впритык к проезжей части, что действительно небезопасно. И как переходить на другую сторону, к домам – ни «зебр», ни указателей.
Там все не по нормативам, потому что, как пояснили компетентные источники, это изначально был временный технологический проезд на период строительства микрорайона. Этого участка в муниципальном перечне улично-дорожной сети нет, соответственно, никаких расходов по его содержанию (нанесение разметки, установка указателей, освещения, ограждений тротуара от проезжей части, а также уборка территории) муниципалитет производить не вправе.
Формально получается, что этой дороги, как и тротуара, нет? Но люди же здесь ходят, а машины ездят. Выход – либо надо ставить на баланс города и приводить в нормативное состояние, либо…
Недоделки
Но идем, как предложила наша читательница, дальше, вдоль давно построенных домов по ул. Державина к Большой Московской. По тротуару. Неожиданно асфальт заканчивается, и несколько метров «впереди – непролазная, особенно в весеннюю распутицу, зона. То есть тротуар в никуда.
Такой же забытый участок в начале улицы Павла Левитта, у дома №5. «В предыдущем году сделали пешеходную дорожку, заасфальтировали улицу, а эти несчастные 5–7 метров почему-то оставлены без асфальта, вроде как не доделаны, – пишет в редакцию Юрий Коров. – Теперь это как издевательство над пешеходами – либо по грязи иди, либо по проезжей части, или крюк делай к дому, а потом опять сворачивай на тротуар».
Председатель городского комитета по управлению ЖКХ и ООС Оксана Тужилина, которой мы адресовали обращения горожан, сказала, что обязательно лично осмотрит указанные участки, чтобы затем их включить в программу текущего содержания городских дорог и тротуаров.
Еще один путь с препятствиями для пешеходов – по улице Псковской.
«От дома №4 и до светофорного перекрестка еще к 1150-летнему юбилею города вместо разбитого асфальта на тротуаре уложили плитку. Она почти сразу же стала разваливаться. Ходить здесь опасно. Участок очень оживленный, люди приноровились не по тротуару ходить, а протоптали тропки по газону. Газета «Новгород» писала, что в прошлом году за счет экономии от аукционов обещали отремонтировать здесь пешеходную дорожку. Так когда будет ремонт?» – спрашивает жительница Псковского микрорайона Тамара Истратова.
Как заверила Оксана Тужилина, этот участок уже стоит в плане ремонта текущего года. По ее словам, на этой неделе работает общественная комиссия по отбору дворов в муниципальную программу формирования комфортной городской среды, параллельно в процессе объезда проблемные участки тротуаров берутся на контроль.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)