Границы царства
Фестиваль смеялся, плакал, хохотал и верил все эти пять апрельских дней в силу театра и объединения зрителей, которые смотрят вместе с ним истории разных стран мира и находят общие эмоции.
Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival завершился в Великом Новгороде – отгремел, отпел, оттанцевал и поставил многоточие, чтобы вернуться через два года. Опера, танец, драма, куклы и визуальный театр, а еще выставки, лаборатории, профессиональные встречи – за эти апрельские дни театралы не чувствовали плохой погоды, а только энергетический коктейль из культурных событий, который превратил Великий Новгород в эпицентр театральной жизни.
Приз молодой критики «Другой взгляд» уедет в Городской театр Билефельда, который привез в Великий Новгород спектакль «Я позову моих братьев», поражающий яростной молодой энергетикой молодых актеров театра. Прекрасный подарок к 30-летию побратимских отношений двух городов.
Другим лауреатом можно назвать орловский театр «Свободное пространство» со спектаклем «Были слезы больше глаз» по произведениям Марины Цветаевой. Актриса Валерия Жилина получила приз партнеров – «Красный приз» от турцентра «Красная изба» за моноспектакль, в котором она представила историю начала ХХ века – нежная многогранная актриса большого таланта.
15 спектаклей в необычном темпе с утра до вечера, на разных театральных площадках города представляли все виды театра – можно было отправиться на кукольный спектакль корейского театра The BEFU и встретиться с чудесной притчей «Мальчик и дерево», мудрым спектаклем о цикличности жизни и природы. И вряд ли зрители знают, что пианистка корейского театра накануне сломала руку и мужественно отыграла два спектакля, прикладывая к руке лед…
И эксперты, и зрители отмечали, что фестиваль в этом году представил программу современного танца под необычным ракурсом – постановки для детей в жанре современного танца редки для российского зрителя. Но, например, постановка шведского театра «Zebradans» с солистами Флорианом Пьявано и Эмануэлем Сегре вызвала неподдельный интерес своим юмористическим настроением и желанием вовлечь аудиторию в движение и желание танцевать. А ко-продакция театра «Rodisio» (Италия) и Так театра (Лихтенштейн) превратила библейский миф о первом убийстве в семейную историю Каина и Авеля, где они стали двумя подростками и прекрасно создают хип-хоп-баттлы, где на танцевальном уровне надо выяснить, кто круче двигается, и получить корону. Только в этом случае Каин берется в гневе за привычную в разборках бейсбольную биту. Подростки аплодировали стоя.
Сам хозяин фестиваля, новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представил два спектакля – на открытии театр пошел на риск и показал премьеру постановки в стилистике театра движения «Однажды я исчез» режиссера Надежды Алексеевой. Французская журналистка и драматург Блуэн Изомбард (Лион) отозвалась о спектакле: «Он произвел на меня невероятно сильное и неизгладимое впечатление. Спектакль превращается в плот – тот плот, на котором теснятся изгои мира, изгнанники со своим чемоданом, заполненным целой жизнью…».
«Баллада о маленьком буксире» дала фестивалю такую высокую ностальгическую ноту, от которой штормило даже японских продюсеров, с русской классикой не знакомых. «Удивительный спектакль, – говорит Мэри Оуэн, директор театрального фестиваля в Уэльсе. – Для меня это история о преодолении границ через силу воображения и высшая романтическая точка фестиваля».
Самым необычным фестивальным подарком стали гастроли традиционной китайской оперы – спектакль «Шатер легкого ветра», который посетил уже двадцать шесть стран, и Россия стала 27-й в географии THE YUJU Оперы провинции Хэнань. Постановка стала подлинным зрелищем для новгородцев – необычным по оперному звуку, но также впечатляющим богатством костюмов, экзотического грима, техникой движения.
Безусловным хитом стал португальский «Макбет» – в исполнении театра из Лиссабона шекспировская комедия превратилась в гомерически-смешную комедию, которую Compania Do Chapito разыгрывает остроумно, невероятно изобретательно. Они сыграют и ведьм, и воинов, и чету Макбетов – при этом насмехаясь над войной, в том числе и информационной (журналист активно берет интервью на поле боя и на коронации Макбета). А знаменитый монолог сошедшей с ума леди Макбет, оттирающей кровь с рук, сыгран актером Дуарте Грило вдруг с головокружительным драматизмом и трагедией. И зал, хохочущий до изнеможения, вдруг стихает и понимает, что хохотал весь этот час над кровавыми делами Макбетов и над трагедией, искусно завернутой в обертку смеха. Первые российские гастроли португальцев прошли на самом высоком уровне.
Светлана РОМАНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)