Границы царства

04.05.2017

Фестиваль смеялся, плакал, хохотал и верил все эти пять апрельских дней в силу театра и объединения зрителей, которые смотрят вместе с ним истории разных стран мира и находят общие эмоции.

Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival завершился в Великом Новгороде – отгремел, отпел, оттанцевал и поставил многоточие, чтобы вернуться через два года. Опера, танец, драма, куклы и визуальный театр, а еще выставки, лаборатории, профессиональные встречи – за эти апрельские дни театралы не чувствовали плохой погоды, а только энергетический коктейль  из культурных событий, который превратил Великий Новгород  в эпицентр театральной жизни.

Приз молодой критики «Другой взгляд» уедет в Городской театр Билефельда, который привез в Великий Новгород спектакль «Я позову моих братьев», поражающий яростной молодой энергетикой молодых актеров театра. Прекрасный подарок к 30-летию побратимских отношений двух городов.
Другим лауреатом можно назвать орловский театр «Свободное пространство» со спектаклем «Были слезы больше глаз» по произведениям Марины Цветаевой. Актриса Валерия Жилина получила приз партнеров – «Красный приз» от турцентра «Красная изба» за моноспектакль, в котором она представила историю начала ХХ века – нежная многогранная актриса большого таланта.
15 спектаклей в необычном темпе с утра до вечера, на разных театральных площадках города представляли все виды театра – можно было отправиться на кукольный спектакль корейского театра The BEFU и встретиться с чудесной притчей «Мальчик и дерево», мудрым спектаклем о цикличности жизни и природы. И вряд ли зрители знают, что пианистка корейского театра накануне сломала руку и мужественно отыграла два спектакля, прикладывая к руке лед…
И эксперты, и зрители отмечали, что фестиваль в этом году представил программу современного танца под необычным ракурсом – постановки для детей в жанре современного танца редки для российского зрителя. Но, например, постановка шведского театра «Zebradans» с солистами Флорианом Пьявано и Эмануэлем Сегре вызвала неподдельный интерес своим юмористическим настроением и желанием вовлечь аудиторию в движение и желание танцевать. А ко-продакция театра «Rodisio» (Италия) и Так театра (Лихтенштейн) превратила библейский миф о первом убийстве в семейную историю Каина и Авеля, где они стали двумя подростками и прекрасно создают хип-хоп-баттлы, где на танцевальном уровне надо выяснить, кто круче двигается, и получить корону. Только в этом случае Каин берется в гневе за привычную в разборках бейсбольную биту. Подростки аплодировали стоя.
Сам хозяин фестиваля, новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представил два спектакля – на открытии театр пошел на риск и показал премьеру постановки в стилистике театра движения «Однажды я исчез» режиссера Надежды Алексеевой. Французская журналистка и драматург Блуэн Изомбард (Лион) отозвалась о спектакле: «Он произвел на меня невероятно сильное и неизгладимое впечатление. Спектакль превращается в плот – тот плот, на котором теснятся изгои мира, изгнанники со своим чемоданом, заполненным целой жизнью…».
«Баллада о маленьком буксире» дала фестивалю такую высокую ностальгическую ноту, от которой штормило даже японских продюсеров, с русской классикой не знакомых. «Удивительный спектакль, – говорит Мэри Оуэн, директор театрального фестиваля в Уэльсе. – Для меня это история о преодолении границ через силу воображения и высшая романтическая точка фестиваля».
Самым необычным фестивальным подарком стали гастроли традиционной китайской оперы – спектакль «Шатер легкого ветра», который посетил уже двадцать шесть стран, и Россия стала 27-й в географии THE YUJU Оперы провинции Хэнань. Постановка стала подлинным зрелищем для новгородцев – необычным по оперному звуку, но также впечатляющим богатством костюмов, экзотического грима, техникой движения.
040512Безусловным хитом стал португальский «Макбет» – в исполнении театра из Лиссабона шекспировская комедия превратилась в гомерически-смешную комедию, которую Compania Do Chapito разыгрывает остроумно, невероятно изобретательно. Они сыграют и ведьм, и воинов, и чету Макбетов – при этом насмехаясь над войной, в том числе и информационной (журналист активно берет интервью на поле боя и на коронации Макбета). А знаменитый монолог сошедшей с ума леди Макбет, оттирающей кровь с рук, сыгран актером Дуарте Грило вдруг с головокружительным драматизмом и трагедией. И зал, хохочущий до изнеможения, вдруг стихает и понимает, что хохотал весь этот час над кровавыми делами Макбетов и над трагедией, искусно завернутой в обертку смеха. Первые российские гастроли португальцев прошли на самом высоком уровне.

Светлана РОМАНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.