«Срочно в операционную!»

15.06.2017

«Когда операции делаются на потоке, нарабатывается опыт, мастерство».

Клиника № 1, входящая в состав Центральной городской клинической больницы (ЦГКБ), сегодня является фактически больницей скорой помощи — 24 часа в сутки семь дней в неделю сюда везут больных, которым требуется экстренная помощь.

Об особенностях работы «скорого» медицинского учреждения, о хирургии как подразделении медицины и профессии врача мы поговорили с главным хирургом ЦГКБ, заведующим отделением хирургии Дмитрием Захаровым. Он выпускник НовГУ, в ЦГКБ работает с декабря 2005 года (сначала в клинике № 2 (ЦРБ), с мая 2015 года — в клинике № 1), главным хирургом — с осени 2016 года.

– Дмитрий Васильевич, в чем особенность работы хирурга в клинике, куда круглосуточно поступают экстренные больные?
– Уже в момент поступления хирургического больного дежурный хирург должен понять, что делать: госпитализировать или нет? если госпитализировать, то куда — в терапевтическое или хирургическое отделение? сразу оперировать или подождать? каким способом оперировать, с привлечением каких специалистов? Каждое решение должно быть четко обосновано. У доктора должен быть четкий план действий, он должен уметь прогнозировать, что будет, и профилактировать возможные проблемы в дальнейшем.
Дежурный хирург занимается дифференциальной диагностикой больных. Те пациенты, которые к нам поступают, могут быть не хирургического профиля. Мы стараемся исключить непрофильную госпитализацию.
Уже в приемном покое наши пациенты проходят весь необходимый объем исследований. Анализы крови, УЗИ, рентген, эндоскопическое исследование желудка — все это проводится круглосуточно на уровне приемного покоя. В результате чего сократилось время пребывания пациента в клинике.
До 2012 года у нас было иначе — большое количество коек в стационаре и малое число диагностических служб. В результате мы человека госпитализировали, и он полтора-два дня и дольше ждал операции. Сейчас, поскольку мы проводим весь комплекс необходимых исследований на этапе приемного покоя, большинство пациентов оперируются в течение первых суток. Если что-то остается неясным (нетипичная картина или сложный случай) и решение по операции не принято, то необходимые развернутые лабораторные исследования будут сделаны на следующий день.
В ЦГКБ произошла диверсификация больных — мы занимаемся экстренными случаями, а плановая госпитализация оказывается в клинике № 2, туда поступают люди, когда они подготовлены, в наиболее подходящий момент. Подчеркну: оперировать больного, у которого нет осложнений, – это легче для пациента и благоприятнее для хирурга.

– Вы занимаетесь абдоминальной хирургией, т. е. острой хирургической патологией живота. Каковы наиболее типичные заболевания, с которыми попадают к вам экс-тренные больные?
– Острый холецистит. В минувшем году мы провели 340 операций по этому поводу. Острый аппендицит — 240 операций. На третьем месте среди заболеваний брюшной полости, требующих лечения в нашем отделении, – это пациенты с острым панкреатитом. Лечение данной категории очень дорогостоящее и ресурсоемкое. У мужчин острый панкреатит чаще всего возникает на фоне злоупотребления алкоголем, у женщин — в связи с желчнокаменной болезнью.
При лечении острой хирургической патологии живота мы стараемся использовать только самые современные способы лечения. Сейчас 99% операций по поводу острого холецистита делается лапароскопическим способом, через прокол. При благоприятном послеоперационном периоде человек быстро поправляется и может уходить из больницы на третьи сутки. Редкий случай, когда нам приходится делать операцию открытым способом, чаще всего – из-за сопутствующей патологии.
При остром аппендиците 97,5% операций сделаны за счет лапароскопии. Другие случаи были настолько тяжелые (произошло полное заражение брюшной полости содержимым аппендикса), что нам пришлось использовать открытый доступ. И я вам честно скажу: когда мне недавно пришлось делать открытый доступ на одной из операций — мне неудобно было работать. Настолько мы привыкли работать лапароскопически, для нас это стало нормой.
Знаете, чем хороша диверсификация больных? Когда операции делаются на потоке, нарабатывается опыт, мастерство.

– В чем, на ваш взгляд, причина, по которой человек попадает в больницу, только когда кричит от боли?
– Мы не стремимся вовремя ходить в поликлинику, вовремя проходить диспансеризацию. Признайтесь, когда вы делали УЗИ органов брюшной полости? Если бы это было, часть болезней можно было бы предотвратить. При раннем и своевременном обращении можно профилактировать и желчнокаменную болезнь, и грыжи.
Очень во многом наше здоровье зависит от того, что дали нам родители, от того, как человек распоряжается своим здоровьем, какой образ жизни ведет. И от своевременности обращения к врачу при симптомах болезни.

– Дмитрий Васильевич, когда вы поняли, что хирургия — это ваш путь, ваше призвание?
– Врачом я хотел быть с детства, а решение заняться хирургией пришло только в момент окончания вуза. До этого меня привлекала офтальмология. Но моя жена-однокурсница тоже выбрала офтальмологию, и я решил, что два офтальмолога в семье — это слишком (смеется).
Мне очень повезло с учителями в хирургии. В 2003 году я попал к замечательному человеку и хирургу Александру Павловичу Уханову, он в то время заведовал хирургическим отделением, имел опыт руководства хирургической службой области. Человек с огромным опытом, обширными знаниями, один из немногих в новгородском здравоохранении доктор медицинских наук. У него хорошая голова и хорошие руки. Как он работает!
Александр Павлович посоветовал мне ходить дежурить в ЦРБ, и, по сути, путь в хирургию я начинал именно оттуда. Хирургическое отделение ЦРБ тогда возглавлял Александр Иванович Гузеев, его помнят и с огромной благодарностью вспоминают многие новгородцы. Я попал под крыло этого 150610человека. Там прекрасный коллектив, который отфильтровывает и воспитывает кадры, который дает возможность начинающему хирургу развиваться.

– В вашей клинике много студентов. Можно с первых шагов практиканта определить, выйдет ли из него хороший доктор, хирург?
– Из интернов сразу видно, кто может работать в этой специальности. А кто не может, тот уйдет.
Александр Иванович Гузеев говорил: в медицине нет профессии — есть призвание. Ты должен учиться всю жизнь и посвятить себя всецело своему делу. Есть призвание — будет все получаться.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.