Туристская организация обязана рассмотреть пре-тензии в течение десяти дней.

Турпоездка не состоялась или качество не выдерживает никакой критики. Что делать? Об этом и других нюансах — в комментариях, подготовленных прокуратурой Великого Новгорода.

В какой срок туристическая фирма обязана вернуть деньги за несостоявшуюся по вине турфирмы поездку?
Согласно ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Таким образом, деньги в связи с неоказанием вам услуги должны быть возвращены туристической организацией в семидневный срок с момента предъявления вами соответствующих требований.
Куда следует обращаться за защитой своих прав при нарушении туристской организацией условий договора?
В данном случае установлен так называемый претензионный порядок, наличие которого обязательно (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Суть его заключается в составлении потребителем претензии и ответе на нее туристской организации.
Данный порядок предоставляет возможность сторонам решить спор во внесудебном порядке. Если же сторонам не удастся договориться, то суд будет принимать во внимание содержание претензии туриста, его обоснование своих требований, а также убедительность отказа туристской организации от удовлетворения требований потребителя.
Несоблюдение данного порядка может послужить основанием для оставления судом заявления потребителя о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством туристского продукта, без рассмотрения. Одновременно с этим, в случае удовлетворения судом требований потребителя суд вправе вынести решение о взыскании с туристской организации, нарушившей права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей»).
Каким образом предъявляются претензии к качеству туристских услуг?
Претензионный порядок в данном случае имеет ряд особенностей. Претензия в письменной форме должна быть предъявлена туристом не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора. Туристская организация обязана рассмотреть ее в течение десяти дней (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Какой должна быть претензия туристской фирме, если туристские услуги были предоставлены с существенными недостатками?
Претензию нужно написать в 2-х экземплярах, где следует кратко изложить ситуацию и четко изложить свои требования. Один экземпляр претензии нужно оставить у себя – на нем представитель турфирмы должен сделать отметку (подпись), что претензия получена, и поставить дату приема претензии. Другой экземпляр остается в турфирме, к нему нужно приложить копии имеющихся документов (акта о вынужденной стоянке автобуса, счета о вынужденных расходах и др.).
Если в турфирме откажутся принять претензию, ее нужно послать по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Почтовую квитанцию и уведомление следует сохранить.
Если турфирма откажется выполнить требования в добровольном порядке, нужно обратиться с иском в суд. Для этого нужно написать исковое заявление в 2-х экземплярах (один экземпляр остается в суде, второй – посылается ответчику). К исковому заявлению нужно приложить копии всех имеющихся документов (договора с турфирмой, приходного ордера, претензии, ответа на претензию, акта о вынужденной стоянке автобуса и т. п.). Подать исковое заявление можно по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца или послать по почте.