«Тону в информации…»
26 июля – областной праздник День бересты.
В прошлом номере газеты «Новгород» в рубрике «Вот такая история!» мы уже перечисляли некоторые из известных находок Троицкого раскопа. Сегодня решили продолжить эту тему вне формата конкурса, потому что уж очень интересными оказались ответы наших читателей. А также потому, что есть повод – впереди День бересты, который празднуется только в нашей области.
Вот что, например, написала постоянная участница нашего конкурса Татьяна Герасимова:
«Просто тону в информации. Находок на Троицком раскопе столько, что не знаю, с чего начать и чем закончить. Да и простое перечисление найденных предметов малоинтересно. Куда как интереснее то, что эти предметы «рассказали» тому, кто умеет их «слушать».
Работы на Троицком раскопе были начаты в 1973 году и продолжаются до сих пор. Нынче на Троицком раскопе археологи проводят 45-й полевой сезон. За это время найдены десятки (если не сотни) тысяч индивидуальных находок. Это самые разнообразные предметы (целые или обломки) из дерева, кости, металла, кожи, стекла, янтаря, камня… Для кого-то археологические находки – это непременно золото или, на худой конец, серебро, или же какие-то совершенно уникальные вещи. А для специалиста находка какого-нибудь, на взгляд дилетанта, невзрачного предмета гораздо важнее.
Одна из известнейших находок была сделана 13 июля 2000 года, когда из земли извлекли 3 деревянные дощечки, которые при ближайшем рассмотрении оказались церами. Церы сохранили не только значительную часть воска, но и записанный тысячу лет назад текст – 75 и 76 псалмы и часть 67 псалма. Запись сделана на старославянском языке. Дощечки когда-то были соединены в «книгу», имевшую 4 страницы текста. Стратиграфически находка датируется первой третью XI века (найдены на 30 см ниже сруба, имеющего дендрохронологическую дату 1036 год). Радиоуглеродный анализ воска дает дату 1015 год ± 35 лет. Таким образом, Новгородский кодекс, или Новгородская псалтирь, — самый ранний памятник русской версии церковнославянского языка и самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси.
Однако с точки зрения изучения истории средневекового Новгорода гораздо больше информации содержат берестяные грамоты. С помощью грамот персонифицированы многие усадьбы. Например, усадьба А, как свидетельствуют находки, принадлежала иконописцу, а грамоты назвали его имя – Олисей Гречин. Грамоты дают информацию, которую невозможно получить из вещественных источников: разговорный язык, круг повседневных забот, обычаи и этикет и даже применение норм гражданского судопроизводства, а также многое другое.
За столько лет на Троицком раскопе обнаружены более 400 берестяных писем. Примечательно, что первая троицкая грамота имеет номер 501, здесь же найдена и грамота № 1000. Уже в нынешнем сезоне Троицкий раскоп преподнес берестяное послание № 1090, и, дай Бог, не последнее.
Для понимания административно-политического устройства Новгорода в ранний период (конец XI – начало XII века) важна находка в 1999 году 38 деревянных бирок для опечатывания мешков с данью. Многие бирки содержат княжеские или иные знаки, зарубки, различные надписи, фиксирующие место сбора дани и ее количество. Имена и должности получателей части этих ценностей, обозначенные на этих бирках, в ряде случаев совпадают с именами адресатов обнаруженных здесь же берестяных грамот.
В том же 1999 году были найдены
8 серебряных западноевропейских монет и золотые украшения – для Новгорода находки крайне редкие.
В августе 1990 года на Троицком X раскопе найден целый охотничий лук XIII века. Это первая находка такого рода. Единственная в своем роде находка – лампадор. Это круглая (d – 18 см) бронзовая пластинка с отверстием (d – 5 см) в центре для лампадки. За 3 ушка подвешивалась на цепях. Аналоги имеются в Коринфе, Херсонесе, но не на Руси.
…перечисленное мною не составляет и одного процента от найденного», – заключает участница конкурса.
Конкурсантка Нина Андреева из многочисленных находок Троицкого раскопа выделяет Новгородскую псалтирь, а еще пятиструнные гусли с надписью «Словиша», обнаруженные в слоях XI века. Она отмечает, что их реставрацией занимался Владимир Поветкин, который не ограничился воссозданием только лишь внешнего облика музыкального инструмента, а «создал звучащую модель гуслей, которая смогла наглядно, но, как отмечал он сам, с некоторой долей условности, продемонстрировать акустические способности инструмента».
Светлана АНТОНОВА