«Тону в информации…»

20.07.2017

26 июля – областной праздник День бересты.

В прошлом номере газеты «Новгород» в рубрике «Вот такая история!» мы уже перечисляли некоторые из известных находок Троицкого раскопа. Сегодня решили продолжить эту тему вне формата конкурса, потому что уж очень интересными оказались ответы наших читателей. А также потому, что есть повод – впереди День бересты, который празднуется только в нашей области.

Вот что, например, написала постоянная участница нашего конкурса Татьяна Герасимова:
«Просто тону в информации. Находок на Троицком раскопе столько, что не знаю, с чего начать и чем закончить. Да и простое перечисление найденных предметов малоинтересно. Куда как интереснее то, что эти предметы «рассказали» тому, кто умеет их «слушать».
Работы на Троицком раскопе были начаты в 1973 году и продолжаются до сих пор. Нынче на Троицком раскопе археологи проводят 45-й полевой сезон. За это время найдены десятки (если не сотни) тысяч индивидуальных находок. Это самые разнообразные предметы (целые или обломки) из дерева, кости, металла, кожи, стекла, янтаря, камня… Для кого-то археологические находки – это непременно золото или, на худой конец, серебро, или же какие-то совершенно уникальные вещи. А для специалиста находка какого-нибудь, на взгляд дилетанта, невзрачного предмета гораздо важнее.
Одна из известнейших находок была сделана 13 июля 2000 года, когда из земли извлекли 3 деревянные дощечки, которые при ближайшем рассмотрении оказались церами. Церы сохранили не только значительную часть воска, но и записанный тысячу лет назад текст – 75 и 76 псалмы и часть 67 псалма. Запись сделана на старославянском языке. Дощечки когда-то были соединены в «книгу», имевшую 4 страницы текста. Стратиграфически находка датируется первой третью XI века (найдены на 30 см ниже сруба, имеющего дендрохронологическую дату 1036 год). Радиоуглеродный анализ воска дает дату 1015 год ± 35 лет. Таким образом, Новгородский кодекс, или Новгородская псалтирь, — самый ранний памятник русской версии церковнославянского языка и самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси.
Однако с точки зрения изучения истории средневекового Новгорода гораздо больше информации содержат берестяные грамоты. С помощью грамот персонифицированы многие усадьбы. Например, усадьба А, как свидетельствуют находки, принадлежала иконописцу, а грамоты назвали его имя – Олисей Гречин. Грамоты дают информацию, которую невозможно получить из вещественных источников: разговорный язык, круг повседневных забот, обычаи и этикет и даже применение норм гражданского судопроизводства, а также многое другое.
За столько лет на Троицком раскопе обнаружены более 400 берестяных писем. Примечательно, что первая троицкая грамота имеет номер 501, здесь же найдена и грамота № 1000. Уже в нынешнем сезоне Троицкий раскоп преподнес берестяное послание № 1090, и, дай Бог, не последнее.
Для понимания административно-политического устройства Новгорода в ранний период (конец XI – начало XII века) важна находка в 1999 году 38 деревянных бирок для опечатывания мешков с данью. Многие бирки содержат княжеские или иные знаки, зарубки, различные надписи, фиксирующие место сбора дани и ее количество. Имена и должности получателей части этих ценностей, обозначенные на этих бирках, в ряде случаев совпадают с именами адресатов обнаруженных здесь же берестяных грамот.
В том же 1999 году были найдены
8 серебряных западноевропейских монет и золотые украшения – для Новгорода находки крайне редкие.
В августе 1990 года на Троицком X раскопе найден целый охотничий лук XIII века. Это первая находка такого рода. Единственная в своем роде находка – лампадор. Это круглая (d – 18 см) бронзовая пластинка с отверстием (d – 5 см) в центре для лампадки. За 3 ушка подвешивалась на цепях. Аналоги имеются в Коринфе, Херсонесе, но не на Руси.
…перечисленное мною не составляет и одного процента от найденного», – заключает участница конкурса.
Конкурсантка Нина Андреева из многочисленных находок Троицкого раскопа выделяет Новгородскую псалтирь, а еще пятиструнные гусли с надписью «Словиша», обнаруженные в слоях XI века. Она отмечает, что их реставрацией занимался Владимир Поветкин, который не ограничился воссозданием только лишь внешнего облика музыкального инструмента, а «создал звучащую модель гуслей, которая смогла наглядно, но, как отмечал он сам, с некоторой долей условности, продемонстрировать акустические способности инструмента».

Светлана АНТОНОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.