Ход королевы

20 июля – международный день шахмат.

В одном из недавних номеров мы рассказывали о многодетной семье Смирновых, где все играют в шахматы. Сегодня, в международный день шахмат, хотим дополнить тот рассказ одним штрихом – хозяйка этой семьи Виктория Смирнова, воспитатель детского сада № 61, вот уже около десяти лет учит игре в шахматы малышей начиная с трех лет.

Несмотря на отпускное время мамы четырех юных шахматистов пришли в назначенное время в детский сад, чтобы рассказать нам о том, как относятся их дети к занятиям шахматной игрой. Эта группа играет в шахматы уже два года. Мы разговариваем с мамами, а юные ботвинники и карповы сражаются за шахматными досками.
Екатерина Ивженко, мама 6-летнего Андрея, говорит, что сын, познакомившись в детском саду с древней игрой, с удовольствием играет в шахматы с папой: «Практически каждый вечер усаживаются. Наш папа с детства увлечен шахматами, так что им обоим интересна эта игра. Сын стал более внимательным, размышляет, думает, какой сделать ход».
Екатерина Карпова рассказывает, что сын Артем, как только стал учиться игре в шахматы в садике, учит этой игре и ее. И обыгрывает маму! «Со старшим братом Мишей тоже играют и в шашки, и в шахматы».
Денис, сын Кристины Селивановой, играет в шахматы с бабушкой: «Бабушка у нас большой любитель шахмат».
Все мамы юных шахматистов отмечают, что дети стали более внимательными, усидчивыми. Вот только проигрывать еще не все умеют – обижаются порой.
– Проигрывать мы учимся тоже, – говорит Виктория Валентиновна. – В конце игры, независимо от того, выиграл ты или проиграл, нужно пожать партнеру руку, говорю я детям. В начале игры они тоже приветствуют друг друга рукопожатием. А теперь и здороваются утром по-шахматному, – смеется она.
Шахматы учат ребенка мыслить логически, ориентироваться на плоскости – в таком возрасте это сложно, отмечает воспитатель. Игра учит ребенка принимать самостоятельные решения – он же выбирает, какой ход сделать, подчеркивает она важность шахмат в воспитании детей.
Знакомство с миром шахмат воспитатель начинает со сказки – о том, как жили-дружили два королевства и однажды поссорились. А все сражения, как известно, лучше вести не на поле битвы, а на шахматной доске.
– Дальше начинаем изучать расстановку фигур, их ценность, как они ходят. Начинаем с хода конем, он самый трудный: три клеточки вперед, одна в сторону. Все это постепенно, в игре, – рассказывает Виктория Валентиновна. – Доска всегда стоит в группе. И я никого не принуждаю. Играют те, кто хочет. И сейчас уже, как правило, два человека всегда играют. А третий обязательно наблюдает, – смеется воспитатель. – Раньше они играли со мной, а теперь сами ищут себе напарника.
– Вот Танечка недавно захотела научиться, – гладит она по голове подошедшую девочку. – Артем с Таней уже сыграли. Причем Артем подсказывал, как ходят фигуры, потому что Таня не всеми фигурами умеет ходить. А Слава ждал, пока Артем освободится.
В группе проводятся турниры, результаты партий вывешиваются, дети получают свидетельство шахматиста. А самое главное, что на выходе из детского сада дети получают навыки одной из самых гениальных игр человечества.
На прощание дети поют нам марш, с которым группа выходит на прогулку: «Мы шахматные пешки, в бою не знаем спешки, шагаем мы вперед, назад не знаем ход...»

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)