Когда есть выбор
День работников торговли официально будет отмечаться в это воскресенье.
Среди российских профессиональных праздников Дню работников торговли в Великом Новгороде особое внимание. По сути дела, именно здесь много веков назад зародилась эта сфера и дала развитие городу.
«Этим традициям следуем и сегодня, учитывая, конечно, современные реалии», — говорит председатель городского комитета потребительского рынка и услуг Руслан Коноплин. Конечно, как он отмечает, главное правило торговли было и есть — спрос рождает предложение.
Сегодня потребительский рынок Великого Новгорода насчитывает почти
3 тыс. предприятий: 1,9 тыс. разного формата магазинов продовольственной и непродовольственной торговли, в том числе так называемой шаговой доступности, 20 торговых центров, 5 гипермаркетов, один распределительный центр, 6 розничных рынков. В 115 объектах осуществляют деятельность 10 федеральных сетевых компаний. Сфера общественного питания — это кафе, рестораны, столовые, бары, всего их 454. Бытовые услуги населению оказывают 596 различных предприятий.
В этой сфере занято около 20 тыс. работающих, это самая массовая профессиональная категория. Идет серьезная конкуренция не только за покупателя и потребителя, но и за рабочие руки, за кадры. С минимальной зарплатой, грубо говоря, мало кто захочет напрягаться. И многие работодатели это уже почувствовали и стали задумываться о социальных гарантиях работникам, условиях их труда, наконец, об имидже своей фирмы. Иначе останешься у разбитого корыта, или, точнее, киоска.
Кстати, по России норматив обеспеченности торговой площади на тысячу человек — 599 кв. метров, в областном центре этот показатель почти вдвое выше — 1173 и с каждым годом растет. Нужно ли это городу?
– Современный потребитель — это не просто покупатель, — отмечает Руслан Коноплин. — Да, он отправляется в торговый центр, чтобы что-то приобрести, но и получить другие услуги — скажем, сделать прическу, нынче солнца мало, можно воспользоваться искусственным в солярии, а также развлечься — посидеть в кафе с семьей, детишкам дать возможность поиграть или всем вместе отправиться на киносеанс. Все это в комплексе представлено на больших современных торговых площадях, что, согласитесь, в городе появилось недавно. Большие площади — большие возможности для творчества и развития: чем их занять и как использовать, чтобы выдержать конкуренцию и вложенные средства не пропали впустую. С другой, визуальной, стороны, они показывают, насколько востребовано предложенное: если нет покупателя или потребителя услуг, значит, людям это малоинтересно, они просто не будут ходить в такие заведения, а отправятся в другое место. Здоровая конкуренция в борьбе за покупателя или потребителя услуг регулирует все эти моменты. Сегодняшние предложения на местном рынке, как показывает мониторинг, в основном устраивают новгородцев по цене, видам товаров, их качеству и срокам реализации, есть ощутимые перемены в том, где и как продается товар или предлагается услуга.
Цифры официальной статистики лишь подтверждают сказанное: оборот розничной торговли в городе за 5 лет вырос почти на 20 млрд рублей — с 39 млрд в 2012 году до 59 млрд к концу 2016 года. Среднестатистический горожанин покупает товаров в год на 265 тысяч рублей и около 12 тысяч тратит в сфере общественного питания. Только за минувший год в городе открылось 50 новых торговых предприятий (212 новых рабочих мест), 29 — в сфере общественного питания (146 новых рабочих мест) и 18 — бытового обслуживания (35 мест), объем инвестиций —
52 млн рублей, 18 млн рублей и 10 млн рублей соответственно.
Светлана АНТОНОВА