Приветы из прошлого

27.07.2017

«Каждая лопата, которая вонзается в культурный слой Великого Новгорода, должна вонзаться археологами».

Вопреки расхожему мнению, что для археологических исследований достаточно 50 лет, новгородская земля, которую исследуют почти вдвое больше, продолжает удивлять и изумлять историков, и уже очевидно, что полвека для нашего древнего города не срок.

На прошлой неделе генералы культурных слоев подвели промежуточные итоги полевого сезона – 2017. Руководитель Центра по организации и обеспечению археологических исследований новгородского музея-заповедника Ольга Тарабардина отметила, что нынешний сезон очень напряженный. Виной тому дождливая погода.
– Основные работы ведутся в Людином конце – на Троицком, где исследования проводятся уже 45 сезон, и Воздвиженском раскопах. В Славенском конце на Торговой стороне проводятся исследования на Никольском и Ильменском раскопах, а также в Партизанском переулке. Продолжаются археологические исследования на Рюриковом городище и в Свято-Юрьевом монастыре, в новгородском кремле, у Белой башни. За пределами вала Окольного города работы велись на улице Обороны, – рассказывает Ольга Тарабардина.
Нынешний сезон принес археологам две берестяные грамоты. Им уже присвоены порядковые номера 1090 и 1091. Профессор МГУ Елена Рыбина рассказала, что первая грамота содержит мало информации и, вероятнее всего, это деловой текст, связанный с попом. Чего нельзя сказать о второй находке, относящейся к концу XII века.
«Чрезвычайно интересная грамота», – охарактеризовала Елена Рыбина древнее письмо. Первое, что бросается в глаза на грамоте, – крест. Это свидетельствует о самом начале письма, а также вертикальные черточки, которые могут быть разделительными знаками препинания, и это один из ранних случаев их употребления! Ученые не берутся точно ответить, что это может быть, – точки, двоеточия или запятые, но факт грамотности среди древних новгородцев уже отрицать нельзя.
– Грамота содержит список имен: Фома, Миха, Микула, Янка, Яким, всего по четыре мужских и женских, а также есть степени родства – жена, мать, мачеха. Нам и ранее встречались грамоты с указанием имен, они носили характер поминальных, долговых, но такой список с указанием степени родства мы видим впервые, – пояснила Елена Рыбина.
Пока сложно сказать, о чем идет речь в письме, но одна из версий – крестины. Елена Рыбина отметила, что имена Янка и Яким уже известны археологам, назвав последнего самым пишущим на сегодняшний день древним новгородцем – с его участием найдено 37 грамот!
Еще одна интересная находка – деревянная бирка из можжевельника с надписью «устье Емцы» – пролила свет на историю освоения нашими предками северных земель. Подобные бирки встречались археологам в 1980 и 2010 годах. Скорее всего, они вешались на мешки с данью, поскольку ранее находились замки-цилиндры для таких мешков.
Настоящей сенсацией этого сезона стало обнаружение шести захоронений древних новгородцев, которые датируются концом X – первой половиной XI века. Уникальность их в том, что нашли их за пределами вала Окольного города на улице Обороны (подробнее об этом читайте в №22 от 8 июня и на нашем сайте). Дорогие саркофаги встречаются археологам и в Свято-Юрьевом монастыре, а в некоторых из них сохранилась кожаная обувь, принадлежащая усопшим.
На Рюриковом городище продолжаются исследования церкви Благовещения, построенной еще в 1103 году сыном Владимира Мономаха князем Мстиславом (работы вы видите на фото). Руководитель раскопа Владимир Седов сообщил, что им еще предстоит вынуть из 1,5-метровой толщи земли остатки фресок, отметив, что Софийский собор был расписан позже, чем исследуемая им церковь. «На фресках встречаются лики – глаза, носы, губы», – перечисляет Владимир Седов. Уже сейчас историки проводят ювелирную работу и по кусочкам, как пазл, если данное сравнение будет уместно, собирают фрагменты в единое полотно.
Очень много на Троицком раскопе встречается археологам находок, свидетельствующих о быте древних новгородцев. Речь идет о деревянных бочках, жерновах, впускных сооружениях, вероятнее всего, служивших погребом. Исследуются и несколько усадеб. Две вещи поразили археологов. Первая – обозначающие въезд в усадьбу две ямы, чей диаметр составляет 50–70 сантиметров, а следовательно, таковыми были столбы для ворот. Вторая – въезд на одну из усадеб. Его ширина составляет 6 метров, и там свободно могли разъехаться двое саней. «Мы уже в шутку называем этот въезд «Троицким проспектом», – улыбается руководитель раскопа Троицкий XVI Виктор Сингх.
Уже в августе историки на археологической пятнице подведут итоги полевого сезона и расскажут еще больше о жизни древних новгородцев. И невозможно не согласиться с заместителем директора института археологии РАН Петром Гайдуковым, что «каждая лопата, которая вонзается в культурный слой Великого Новгорода, должна вонзаться археологами».

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.