Деньги на беде

10.08.2017

На новгородском рынке ритуальных услуг работают 8 фирм. Некоторые из них в погоне за рублем забывают о морали и этике.

На прошлой неделе городские следователи передали в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд дело начальника смены дежурной части УМВД России по Великому Новгороду. Он обвиняется в мелком взяточничестве – 26 эпизодов. Деньги предприимчивый (и теперь уже бывший) полицейский получал за то, что передавал одной из ритуальных фирм города информацию об умерших.

Надо ли говорить, что при занимаемой должности сотрудник обладал всей оперативной информацией в областном центре? За свою преступную деятельность, а следователи полагают, что промышлял таким заработком полицейский с сентября 2016 года по март текущего, он получал от 500 до 3000 рублей.
– В августе прошлого года он познакомился с одним из руководителей ритуальных фирм. Когда интересы обоих совпали, то они договорились, что информатор будет получать по 500 рублей, но при условии, что родственники согласятся заключить с этой фирмой договор на погребение, – рассказывает нюансы дела следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Великому Новгороду Вадим Васильев.
Получая информацию от полицейского, работники ритуальной службы одними из первых оказывались на месте, и в 95% случаев убитые горем родственники соглашались воспользоваться их услугами. В месяц полицейский совершал по 2-3 звонка. К слову, информирование ритуальщиков вещь не новая. Осенью 2015 года новгородка, пожелавшая остаться неизвестной, столкнулась с аналогичной проблемой.
– Супруг умер ночью. Едва успела уехать скорая помощь и даже не приехала полиция, как в дверь позвонили представители ритуальной фирмы. Откуда они узнали? – задается вопросом женщина.
Вопрос ее скорее риторический, хотя вариантов немного. «Слив» информации, вероятно, идет либо со стороны полиции, либо со стороны скорой помощи, которая в ночное время и выходные дни выезжает на констатацию смерти.
– Мы проводили внутренние расследования, когда обвинения сыпались в наш адрес, но ничего не выявили. Даже сами инициировали прокурорскую проверку. Понятно, что эта информация ритуальным службам поступает по закрытым каналам. Но в то же время у нас в смену работает 4 диспетчера, получается, что каждый должен быть замешан? Ведь нет гарантии, что звонок примет тот, кто якобы сотрудничает с ритуальщиками. У нас были даже подозрения, что кто-то подключился к нашей волне и слышит всю информацию, передающуюся по рации, – говорит заместитель главного врача «Станции скорой медицинской помощи» Наталья Ревина.
Следователь Вадим Васильев признается, что в случае с полицейским его было просто привлечь к ответственности – должностное лицо, а диспетчеры скорой помощи таковыми не являются. Доказать же причастность полицейского к преступлениям удалось с помощью оперативной работы собственной службы безопасности облУМВД. При этом сам фигурант в последнее время подозревал, что за ним ведется наблюдение и прослушиваются телефоны, потому назначал встречи со вторым «работодателем» в людных местах.
– Расследовать такие дела сложно. У нас был случай в феврале, когда новгородец обратился с заявлением на то, что сотрудники ритуальной службы прибыли на место раньше, чем полицейские и врачи. Но доказательную базу, к сожалению, собрать не удалось, – добавил Вадим Васильев.
По данным Новгородстата, в прошлом году ежедневно в городе умирали в среднем 8 человек. Бывают и дни, когда в городе не регистрируется смертей. Неплохой заработок для тех, кто является источником информации. В начале июля президент Владимир Путин поручил Генпрокуратуре и МВД России ликвидировать теневой рынок ритуальных услуг, оборот которого в стране составляет, по оценкам экспертов, 120–150 млрд рублей. Речь также идет о навязывании услуг родственникам по завышенным ценам. Сейчас отрасль ждет большая проверка по всей стране, а после ее завершения будет составлен план необходимых изменений. С тем, что в ритуальном бизнесе нужно наводить порядок, соглашаются и сами его участники.
– Необходимо лицензировать данный вид деятельности – это первое. Сейчас данный вопрос обсуждается на федеральном уровне, а то ведь любой желающий сегодня может заниматься ритуальными услугами. К чему это приводит, мы видим. Второе – необходимо освободить скорую помощь от выездов на констатацию смерти и полностью передать эти функции поликлиникам, как было раньше. Тем более, причину смерти установит судмедэксперт. К слову, судебно-медицинская экспертиза занимается бесплатным вывозом тел умерших круглосуточно – телефон 902-903, – но немногие об этом знают, а ритуальные фирмы берут за это от 800 рублей, – рассказывает директор МУП «Ритус» Сергей Козырев.
Снять с себя функции констатации смерти готовы и на скорой помощи. По словам Натальи Ревиной, они ранее выходили с подобной инициативой, и сейчас вопрос прорабатывается.
В заключение хочется напомнить участникам рынка ритуальных услуг, что не все измеряется рублем, есть еще понятия морали и этики, особенно в таком вопросе, как смерть человека, чужого для вас, но близкого для родных.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Фото из архива

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.