Светлана ДРУЖИНИНА: «Я хочу здесь укорениться»
Фестиваль исторического кино «Вече» – еще одна возможность взглянуть на свое прошлое, ведь без него не будет будущего.
С 22 по 27 августа Великий Новгород в одиннадцатый раз станет площадкой для исторического кинофестиваля «Вече». Идея его проведения принадлежит бессменному руководителю, народной артистке России Светлане Дружининой. В интервью нашей газете она рассказала о роли исторического кино в современных реалиях, трудностях отечественного кинематографа и планах на будущее.
– Каких трудов лично вам стоит организация кинофестиваля?
– Признаюсь, сложно организовывать. Изначально у меня было два фестиваля исторического кино, один из которых проходил в Калужской области, но мне пришлось от него отказаться. Мое сердце принадлежит «Вече» и новгородской земле – совершенно уникальное место, и важно соответствовать этому. Ведь именно здесь зарождалась российская государственность и начала коваться наша история. Потому где, как ни в Великом Новгороде, проводить фестиваль исторического кино.
– У зрителя сегодня есть спрос на исторические фильмы, и как обратить внимание молодежи на свою историю?
– Это одна из самых болевых точек в отечественном кинематографе и в искусстве в целом, в том числе и мировом. Если мы вспомним советский кинематограф, то увидим неповторимые картины, связанные с нашей историей. Это была государственная политика, и зачастую (а я застала даже съемки фильма «Война и мир») подобные фильмы пользовались невероятной поддержкой государства. Именно на этом фундаменте должна держаться нация. Никогда нельзя забывать об истории, иначе у нас не будет будущего и нами легко смогут завладеть. Вот мы выступаем против глобализации, а связано это с тем, что нация не хочет терять свое лицо и память. Американцы, которые навязывают этот процесс, по моему мнению, не имеют исторической памяти. Как раз задача исторического кино– напоминать о нашем великом прошлом. Я всегда говорю молодому поколению, что они жители самой невероятной страны, даже по генетическому фонду – ведь в нас живут европейцы, азиаты, малые народы. Наши предки выкорчевывали деревья, осушали болота и строили деревни, города. Мы очень талантливый народ, но порой бываем беспечными, доверчивыми, мы стараемся прощать, и все это стало составляющей нашей русской нации. Если взглянуть на историю русских войн: когда на нас нападали, мы долго собирались, потому что верили до последнего – противник одумается, а когда уже падали в пропасть, поднимались и ценой собственных жизней, гениальных открытий, как Феникс, всегда возрождались из пепла.
– В прошлом году в рамках фестиваля участники обсуждали сложности, возникающие при прокате отечественных фильмов. За этот год что-то изменилось? И как вы сами относитесь к массовому современному кино?
– Усилия в данном вопросе прилагают российские кинематографические чиновники. Сейчас мы видим, что кинотеатры в городах переходят со старого оборудования на цифровое, и это, вне всяких сомнений, плюс в развитии отрасли. Буду добиваться, чтобы наш киноцентр «Россия», а я очень люблю этот зал, выполненный в сталинском ампире, напоминающий о том, как наши прежние руководители страны относились к культуре, становился только лучше. Что касается проката отечественных фильмов, то наш кинофестиваль «Вече» отчасти выполняет эту роль. Фильмы, которые мы показываем здесь, к сожалению, редко выходят на большие экраны. 70% акций кино-прокатной компании «КАРО» принадлежат американцам, и очень редко она берет наши фильмы. Стали делать отечественные блокбастеры, вроде «Время первых», «Большой», «Викинг» и других. Такие фильмы кинопрокатчик возьмет, но ведь на их создание уходят большие деньги, а потому очень много хороших фильмов показывается именно на кинофестивалях.
– Исторический фильм «Матильда» Алексея Учителя уже вызвал шквал критики, хотя и не вышел еще на экраны, но некоторые чиновники и депутаты требуют запретить его к показу. Политика может вмешиваться в искусство?
– Я картину еще не видела, но все мы знаем историю Матильды Кшесинской, и что она была любовницей царя Николая II – это не тайна. Для нее даже был по поручению царя построен особняк. Не знаю, затронуты ли там религиозные мотивы, которые вызвали критику, – увидим.
– Еще один скандал вокруг снятия руководством Большого театра балета «Нуреев», режиссером которого является Кирилл Серебрянников. Что вы скажете по этому поводу?
– Я всегда очень внимательно смотрю передачу «Бесогон» Никиты Михалкова только потому, что он очень аргументированно высказывает свою позицию. Вопрос постановки «Нуреева» на сцене Большого театра меня задел. Я по первой профессии балерина, и в Большом театре прошла моя детско-юношеская пора. Балет – высокий уровень претензии, который Серебрянников, простите, выдержать не может чисто профессионально. Когда я узнала, что он собирается ставить балет, то отнеслась с иронией. Для меня это не убедительно, тогда я могу тоже поставить балет и даже оперу, потому что какие-то базовые знания у меня есть и имелась практика. Когда в пример приводят Андрея Кончаловского и его оперу «Война и мир», мол, он же смог, то я говорю, что у него почти была окончена консерватория, он грамотный музыкальный человек. Балет еще сложнее и коварнее, только кажется, что все так воздушно: подними ножку так, перепрыгни сюда. Нет. Ну и когда в балете «Нуреев» будет обнаженный мужчина со всеми своими достоинствами… Я не хочу этого видеть. Не потому что я ханжа, просто считаю, что закрытое тело гораздо эротичнее, чем открытое. Это провокация в чистом виде.
– «Вече-2018» быть?
– Я надеюсь (смеется). У меня есть желание вообще здесь укорениться, ведь я не всегда буду снимать кино, а жить-то хочется дальше и результативно, чтобы быть полезной.
Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)