Светлана ДРУЖИНИНА: «Я хочу здесь укорениться»

17.08.2017

Фестиваль исторического кино «Вече» – еще одна возможность взглянуть на свое прошлое, ведь без него не будет будущего.

С 22 по 27 августа Великий Новгород в одиннадцатый раз станет площадкой для исторического кинофестиваля «Вече». Идея его проведения принадлежит бессменному руководителю, народной артистке России Светлане Дружининой. В интервью нашей газете она рассказала о роли исторического кино в современных реалиях, трудностях отечественного кинематографа и планах на будущее.

– Каких трудов лично вам стоит организация кинофестиваля?
– Признаюсь, сложно организовывать. Изначально у меня было два фестиваля исторического кино, один из которых проходил в Калужской области, но мне пришлось от него отказаться. Мое сердце принадлежит «Вече» и новгородской земле – совершенно уникальное место, и важно соответствовать этому. Ведь именно здесь зарождалась российская государственность и начала коваться наша история. Потому где, как ни в Великом Новгороде, проводить фестиваль исторического кино.
– У зрителя сегодня есть спрос на исторические фильмы, и как обратить внимание молодежи на свою историю?
– Это одна из самых болевых точек в отечественном кинематографе и в искусстве в целом, в том числе и мировом. Если мы вспомним советский кинематограф, то увидим неповторимые картины, связанные с нашей историей. Это была государственная политика, и зачастую (а я застала даже съемки фильма «Война и мир») подобные фильмы пользовались невероятной поддержкой государства. Именно на этом фундаменте должна держаться нация. Никогда нельзя забывать об истории, иначе у нас не будет будущего и нами легко смогут завладеть. Вот мы выступаем против глобализации, а связано это с тем, что нация не хочет терять свое лицо и память. Американцы, которые навязывают этот процесс, по моему мнению, не имеют исторической памяти. Как раз задача исторического кино– напоминать о нашем великом прошлом. Я всегда говорю молодому поколению, что они жители самой невероятной страны, даже по генетическому фонду – ведь в нас живут европейцы, азиаты, малые народы. Наши предки выкорчевывали деревья, осушали болота и строили деревни, города. Мы очень талантливый народ, но порой бываем беспечными, доверчивыми, мы стараемся прощать, и все это стало составляющей нашей русской нации. Если взглянуть на историю русских войн: когда на нас нападали, мы долго собирались, потому что верили до последнего – противник одумается, а когда уже падали в пропасть, поднимались и ценой собственных жизней, гениальных открытий, как Феникс, всегда возрождались из пепла.
– В прошлом году в рамках фестиваля участники обсуждали сложности, возникающие при прокате отечественных фильмов. За этот год что-то изменилось? И как вы сами относитесь к массовому современному кино?
– Усилия в данном вопросе прилагают российские кинематографические чиновники. Сейчас мы видим, что кинотеатры в городах переходят со старого оборудования на цифровое, и это, вне всяких сомнений, плюс в развитии отрасли. Буду добиваться, чтобы наш киноцентр «Россия», а я очень люблю этот зал, выполненный в сталинском ампире, напоминающий о том, как наши прежние руководители страны относились к культуре, становился только лучше. Что касается проката отечественных фильмов, то наш кинофестиваль «Вече» отчасти выполняет эту роль. Фильмы, которые мы показываем здесь, к сожалению, редко выходят на большие экраны. 70% акций кино-прокатной компании «КАРО» принадлежат американцам, и очень редко она берет наши фильмы. Стали делать отечественные блокбастеры, вроде «Время первых», «Большой», «Викинг» и других. Такие фильмы кинопрокатчик возьмет, но ведь на их создание уходят большие деньги, а потому очень много хороших фильмов показывается именно на кинофестивалях.
– Исторический фильм «Матильда» Алексея Учителя уже вызвал шквал критики, хотя и не вышел еще на экраны, но некоторые чиновники и депутаты требуют запретить его к показу. Политика может вмешиваться в искусство?
– Я картину еще не видела, но все мы знаем историю Матильды Кшесинской, и что она была любовницей царя Николая II – это не тайна. Для нее даже был по поручению царя построен особняк. Не знаю, затронуты ли там религиозные мотивы, которые вызвали критику, – увидим.
– Еще один скандал вокруг снятия руководством Большого театра балета «Нуреев», режиссером которого является Кирилл Серебрянников. Что вы скажете по этому поводу?
– Я всегда очень внимательно смотрю передачу «Бесогон» Никиты Михалкова только потому, что он очень аргументированно высказывает свою позицию. Вопрос постановки «Нуреева» на сцене Большого театра меня задел. Я по первой профессии балерина, и в Большом театре прошла моя детско-юношеская пора. Балет – высокий уровень претензии, который Серебрянников, простите, выдержать не может чисто профессионально. Когда я узнала, что он собирается ставить балет, то отнеслась с иронией. Для меня это не убедительно, тогда я могу тоже поставить балет и даже оперу, потому что какие-то базовые знания у меня есть и имелась практика. Когда в пример приводят Андрея Кончаловского и его оперу «Война и мир», мол, он же смог, то я говорю, что у него почти была окончена консерватория, он грамотный музыкальный человек. Балет еще сложнее и коварнее, только кажется, что все так воздушно: подними ножку так, перепрыгни сюда. Нет. Ну и когда в балете «Нуреев» будет обнаженный мужчина со всеми своими достоинствами… Я не хочу этого видеть. Не потому что я ханжа, просто считаю, что закрытое тело гораздо эротичнее, чем открытое. Это провокация в чистом виде.
– «Вече-2018» быть?
– Я надеюсь (смеется). У меня есть желание вообще здесь укорениться, ведь я не всегда буду снимать кино, а жить-то хочется дальше и результативно, чтобы быть полезной.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.