Музыка на все времена

Этот фестиваль нашему городу очень к лицу.

Вот и завершился фестиваль музыкальных древностей «Словиша», которого так давно ждал наш древний город. Два дня на Ярославовом дворище урок истории давала музыка.

Несмотря на утро субботы, зал центра музыкальных древностей В.И. Поветкина к началу открытия фестиваля был полон. (К слову, и в другие часы, и во второй день фестиваля тоже).
Открывая фестивальную программу, сотрудник центра, автор идеи о проведении такого праздника в нашем городе Антон Каменский отметил, что в Великом Новгороде накоплен богатейший материал по истории инструментальной музыки не только России, но и Европы в целом: «И где, как не в Великом Новгороде, провести такой замечательный фестиваль, на котором мы можем познакомиться с совершенно различными традициями исполнения инструментальной музыки».
Антон подчеркнул, что у фестиваля, условно говоря, две задачи: показать, «с одной стороны, аутентичную музыку в том виде, в котором она существовала в народе, а с другой – как эта народная музыка, народные музыкальные инструменты будут звучать на большой сцене, насколько это красиво и привлекательно для современного человека».
Мэр Юрий Бобрышев, приветствуя участников, гостей фестиваля и всех собравшихся, вспомнил добрыми словами основателя центра музыкальных древностей Владимира Ивановича Поветкина, отметил, что центр делает большое дело, что в исторической памяти «важна и звуковая связь». «Открытие первого фестиваля музыкальных древностей – это добрая традиция, которую надо поддерживать, и мы будем поддерживать», – подчеркнул мэр.
В фестивале приняли участие специалисты по традиционной инструментальной культуре, исследователи и исполнители из Австрии, Литвы, Москвы и Санкт-Петербурга, Карелии.
Одним из самых ожидаемых гостей фестиваля был Сергей Старостин – российский вокалист и композитор, этнограф, собиратель, музыкальный продюсер и телеведущий.
– Инструментальная традиция, наряду с вокальной, голосовой культурой являют собой кодирование народа, –говорит Сергей Старостин. – Мы понимаем себя, становимся «своими» через определенные культурные коды. На разных этапах истории эти коды бывают разными. Сейчас мы в хорошее время живем, потому что нет запрета на традиционную культуру, который когда-то негласно существовал.
Может показаться, что древность – это далеко и не очень понятно. На самом деле, все это очень близко, рядом. Мы даже не представляем, насколько эти вещи нам близки, насколько они –наше родное, истинное. Мы не должны отказываться от этого глубинного знания, которое наши предки по крупицам собирали в течение веков. Чтобы мы с вами понимали, зачем мы живем на этой земле, понимали ценность жизни. Чтобы были просто хорошими людьми. Думаю, фестиваль будет способствовать созданию вот этой среды в Великом Новгороде, – заключает Сергей Старостин.
Вместе с созданным им ансамблем «Зубцы» Сергей Старостин представил традиционную музыку на рожках, бытовавшую среди пастухов Тверской области, в частности, Зубцовского района (отсюда и название коллектива).
Находкой организаторов фестиваля можно назвать презентации участников возле памятников Ярославова дворища. Здесь можно было не только послушать старинные инструменты, но и задать вопросы музыкантам.
Гости из Москвы Аксентий Бескровный и Наталья Кочеткова играют на варганах. Аксентий напоминает, что варган был распространен по всему континенту и до начала 20 века был, в том числе, и русским народным инструментом: «Кому интересно – сходите в музей, в центр Поветкина – там лежит пара средневековых варганов, найденных здесь, в Новгороде. А всего найдено при раскопках 10 варганов, датированных XIII–XVI веками». Обступившие музыкантов зрители интересуются принципом действия этого инструмента, за счет чего он настраивается, сложно ли научиться игре на нем.
Возле церкви Иоанна Предтечи на Опоках зрители долго не отпускают питерский ансамбль КСМ (коллектив старинной музыки) – уж очень зажигательны их мелодии. В инструментарии ансамбля – русская волынка, балалайка, гармоника, мандолина, бубен, барабан, ложки, бутылки и даже рубель – предмет домашнего быта, который использовался для выколачивания, стирки и глажения белья.
Активный участник фестиваля, доктор философии, профессор истории и теории народной музыки Венского университета музыки и исполнительского искусства Ульрих Моргенштерн занимается изучением традиционной русской инструментальной музыки почти 30 лет, написал на эту тему несколько книг и выпустил документальный фильм.
– Владимир Поветкин и Владимир Ярыш открыли для меня музыкальную Новгородчину, – рассказывает Ульрих. Русская волынка была везде в Европе, в некоторых странах она никогда не исчезала, в других исчезла и потом возродилась. В России она исчезла, как и гудок, и балалайка, с появлением гармоники.
Ульрих с улыбкой вспоминает, как в 1995 году он ездил в экспедицию в село Мошенское: «Это была не экспедиция, а сафари. Но это было очень полезно. Я мог встречать замечательных музыкантов, последних гусляров. И одного гармониста Валентина Петровича Ильина, он играл плясовую, которая почему-то очень хорошо созвучна с волынкой». Ульрих исполняет на волынке тот самый плясовой наигрыш. «Я очень рад, что такой фестиваль состоялся. В 1989 году, когда я начал ездить в экспедиции, такой фестиваль был немыслим.Развитие традиционной культуры последних 10–15 лет меня очень радует», – подводит итоги Ульрих в конце второго дня фестиваля.
Напомним, фестиваль «Словиша» – часть народных праздников под общим названием «Новгородские спасовки». В предстоящую субботу нас ждет фестиваль русского костюма «Сарафан», который будет тесно переплетаться со стартовавшим во вторник фестивалем исторических фильмов «Вече».
А старые и новые, появившиеся в эти дни, поклонники традиционной музыкальной культуры с нетерпением будут ждать следующего фестиваля «Словиша». Уже очень он к лицу нашему древнему городу.

Людмила СОКОЛОВА
Николай ВЕЛИЦКИЙ(фото)