Переправа, переправа…

21.09.2017

«Он не был временным».

В августовском выпуске «Вот такая история!» был вопрос про мост Александра Невского. В следующем номере, по условиям нашего конкурса, на страницах газеты были размещены некоторые из читательских ответов, в которых сказано и о предшественниках современной переправы – понтонном мосте, возведенном сразу после освобождения Новгорода, и временном деревянном.

– Он не был временным, служил городу 10 лет! – с такими словами пришел в редакцию ветеран труда Игорь Виссарионович Кузьмин, которого многие горожане знают по работе в Новгородском речном порту, партийных органах, в ПО «Планета», а также как автора-составителя книги об истории речного флота России «А которыми реками суда ходят…».
Наш гость поделился своими воспоминаниями о первых послевоенных переправах в городе и предложил свои записки на эту тему:
«Наша семья вместе с другими семьями речников, а также судами и имуществом Новгородской пристани прибыла в Новгород из Новой Ладоги в начале мая 1944 года, – пишет Игорь Кузьмин. – Производственники разместились в Богемии – помещениях бывшего пивзавода, остальные – где пришлось. Уже в конце мая, то есть через две недели после прибытия, пассажирский пароход «Усть-Луга» открыл навигацию по Волхову и Мсте. Почти одновременно начались и грузовые перевозки на плотах и баржах, ведомых буксирными судами. Никакого понтонного моста уже не было, стоял деревянный. Мы, школьники, с 1 сентября 1944 года начали учиться в единственной тогда школе на Посольской улице (ныне это здание центра «Хелпер») и своими ножками ходили туда – по деревянному мосту – из района улиц Звериной – Дмитриевской.
Относительно переправ у меня такие мысли. Далеко не уверен, что мост через реку (построенный по проекту Рейхеля, который запечатлен на старых фото. – Прим. ред.) был разрушен немцами. В ту пору ставилась задача – не оставлять врагу переправ, потому, возможно, внесли обе стороны свой вклад. Во-вторых, вряд ли тогда существовали стройные планы вообще что-либо строить – военные действия шли рядом и носили непредсказуемый характер. Вне всяких сомнений, понтонный мост был наведен армейскими формированиями ради освобождения города и существовал только на время этой операции.
Стратегической задачей военных было восстановление движения по магистрали между двумя столицами. Именно поэтому после освобождения города саперы сразу же приступили к строительству деревянного стационарного моста. Вероятно, к концу февраля – началу марта 1944 года он уже существовал и размещался выше по течению нынешнего моста Александра Невского на какой-нибудь десяток метров. Вряд ли его стоит называть временным – он был на ряжевых опорах, со своеобразными пролетными конструкциями-фермами и служил городу около 10 лет. С его возведением сформировались соответствующие подъездные пути и определилось местоположение будущего капитального моста: вряд ли были какие-то другие варианты – уже наступала автомобильная эпоха, и достаточно острым было ощущение святости кремля.
Но был в городе и еще один понтонный мост, в зиму 1951–1952 годов в створе улицы Большевиков (сейчас – Бояна) на период ремонта деревянного», – делает еще одно уточнение Игорь
Кузьмин.
В заключение заметим, что конкурс «Вот такая история!» как раз и нацелен на то, чтобы с вашей помощью, уважаемые новгородцы, восстановить забытые истории из жизни города, уточнить детали.

Светлана АНТОНОВА
Фото из семейного архива
Г. И. Бакочиной




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.