Переправа, переправа...

«Он не был временным».

В августовском выпуске «Вот такая история!» был вопрос про мост Александра Невского. В следующем номере, по условиям нашего конкурса, на страницах газеты были размещены некоторые из читательских ответов, в которых сказано и о предшественниках современной переправы – понтонном мосте, возведенном сразу после освобождения Новгорода, и временном деревянном.

– Он не был временным, служил городу 10 лет! – с такими словами пришел в редакцию ветеран труда Игорь Виссарионович Кузьмин, которого многие горожане знают по работе в Новгородском речном порту, партийных органах, в ПО «Планета», а также как автора-составителя книги об истории речного флота России «А которыми реками суда ходят...».
Наш гость поделился своими воспоминаниями о первых послевоенных переправах в городе и предложил свои записки на эту тему:
«Наша семья вместе с другими семьями речников, а также судами и имуществом Новгородской пристани прибыла в Новгород из Новой Ладоги в начале мая 1944 года, – пишет Игорь Кузьмин. – Производственники разместились в Богемии – помещениях бывшего пивзавода, остальные – где пришлось. Уже в конце мая, то есть через две недели после прибытия, пассажирский пароход «Усть-Луга» открыл навигацию по Волхову и Мсте. Почти одновременно начались и грузовые перевозки на плотах и баржах, ведомых буксирными судами. Никакого понтонного моста уже не было, стоял деревянный. Мы, школьники, с 1 сентября 1944 года начали учиться в единственной тогда школе на Посольской улице (ныне это здание центра «Хелпер») и своими ножками ходили туда – по деревянному мосту – из района улиц Звериной – Дмитриевской.
Относительно переправ у меня такие мысли. Далеко не уверен, что мост через реку (построенный по проекту Рейхеля, который запечатлен на старых фото. – Прим. ред.) был разрушен немцами. В ту пору ставилась задача – не оставлять врагу переправ, потому, возможно, внесли обе стороны свой вклад. Во-вторых, вряд ли тогда существовали стройные планы вообще что-либо строить – военные действия шли рядом и носили непредсказуемый характер. Вне всяких сомнений, понтонный мост был наведен армейскими формированиями ради освобождения города и существовал только на время этой операции.
Стратегической задачей военных было восстановление движения по магистрали между двумя столицами. Именно поэтому после освобождения города саперы сразу же приступили к строительству деревянного стационарного моста. Вероятно, к концу февраля – началу марта 1944 года он уже существовал и размещался выше по течению нынешнего моста Александра Невского на какой-нибудь десяток метров. Вряд ли его стоит называть временным – он был на ряжевых опорах, со своеобразными пролетными конструкциями-фермами и служил городу около 10 лет. С его возведением сформировались соответствующие подъездные пути и определилось местоположение будущего капитального моста: вряд ли были какие-то другие варианты – уже наступала автомобильная эпоха, и достаточно острым было ощущение святости кремля.
Но был в городе и еще один понтонный мост, в зиму 1951–1952 годов в створе улицы Большевиков (сейчас – Бояна) на период ремонта деревянного», – делает еще одно уточнение Игорь
Кузьмин.
В заключение заметим, что конкурс «Вот такая история!» как раз и нацелен на то, чтобы с вашей помощью, уважаемые новгородцы, восстановить забытые истории из жизни города, уточнить детали.

Светлана АНТОНОВА
Фото из семейного архива
Г. И. Бакочиной