Вот такая история!

05.10.2017

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Конкурс «Вот такая история!», организованный редакцией газеты «Новгород» и Новгородским государственным музеем-заповедником, продолжается. Вспоминаем или ищем ответ по разным источникам, чем был памятен век XX.

Очередной вопрос нашего конкурса звучал так: как использовались древние памятники Ярославова дворища в советское время? Спасибо всем, кто сообщил малоизвестные факты из недавнего прошлого храмов Ярославова дворища. Так, в церкви Иоанна на Опоках перед войной размещались фонды музея древнерусского искусства, здесь были собраны сотни древних икон из закрытых церквей и монастырей. В другом храме – Николо-Дворищенском соборе – в 30-е годы размещались клуб и контора Госбанка, сразу после войны в подцерковье находился склад Лентехснаба, а северная пристройка была приспособлена под жилье. Все, что сохранилось после войны, стремились переделать для жилья — это и Воротная башня Гостиного двора, где помимо архива были комнаты на первом этаже южного крыла. Известно, что в одном из помещений здесь почти 10 лет жил В. И. Поветкин.
«В храме Жен-мироносиц в советское время жили люди, в каждой комнате по семье, – написала нам Зоя Панова. – Вход был со стороны Волхова, большая дверь, я туда ходила, так как там жила моя одноклассница. Жили и в церкви Параскевы Пятницы, и в других храмах. Мы постоянно гуляли по Ярославову дворищу с детьми, которые росли там. Это было где-то в 1954-1956 годы, а я родилась в 1946 году».
Многие горожане помнят, что в церкви Георгия Победоносца на Торгу располагался сувенирный магазин, а ведь эта церковь и после революции была действующей и дольше других сохраняла эту функцию. После войны здесь, а также в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Торгу были устроены склады.
Постоянная участника нашего конкурса Марина Келка написала и про судьбу Торговых рядов – постройки конца XVIII века: «После революции, весной 1930 года рынок был ликвидирован, все помещения Гостиного двора освобождены от торговцев. Набережная и южная линия комплекса были отданы под мебельную фабрику «Красная заря». В войну все постройки получили значительные повреждения и были в большинстве своем разобраны на кирпичи».
Теперь слово сотрудникам музея для новой истории.

НЕПЕЧАТНЫЙ ВОЛЬТЕР

Почти полвека назад, в октябре 1968 года, директор Новгородского музея Владимир Гормин потряс общественность новостью – обнаружено письмо Вольтера! В ходе сверки фонда рукописной, старопечатной и редкой книги под одним из переплетов печатную версию письма предварял оригинал, написанный рукой знаменитого французского острослова. Но потребовалось порядка 40 лет, чтобы раскрыть хотя бы часть этой тайны.
То, что письмо действительно написано рукой Вольтера, подтвердили эксперты Ленинградской публичной библиотеки (сегодня – РНБ) и тут же попросили книгу для своей коллекции автографов знаменитых писателей. Но новгородцы отказали. И это логично: если в своем музее хранятся подлинники писем Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра Меньшикова и Григория Потемкина, то уж письму Вольтера точно найдется место. Оставалось выяснить, как раритет попал в книгу и кому она принадлежала. В записке, кстати, содержалось «крепкое словцо», кем-то подчеркнутое. В 1724 году Вольтер писал мсье д’Аржанталю о том, что из-за болезни приостановил работу над пьесой «Мериамн». В печатном варианте «непечатное выражение» было опущено. Прочитав записи, сделанные тут же неким П., ученые догадались, что первым владельцем был не кто иной, как драматург Гильбер де Персекур. В 1840 году он проводил аукцион своих библиофильских раритетов. И, чтобы увеличить цену, соединил подлинник письма с печатной версией. Видимо, именно там и купил эту книгу князь Николай Александрович Долгорукий для своей коллекции. Хотя, как мы помним, еще Екатерина Великая в свое время, испугавшись Французской революции, запретила печатать и распространять сочинения Вольтера в России.
И, наверно, именно Октябрьская революция «освободила» это письмо из частного плена. С 1917 года судьба библиотеки князя неизвестна. Скорее всего, книга оказалась в руках очередного библиофила, а дальше уже какими-то таинственными путями попала в фонды музея. Раскроется или нет эта загадка – вопрос. Но новгородцы точно могут гордиться тем, что сберегли уникальный «фривольный» автограф всемирно известного философа.

Вопрос: О каких еще интересных находках на страницах старинных книг в коллекции Новгородского музея вы знаете?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru с пометкой «Вот такая история!»  или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Всех, кому интересна история нашего города, приглашаем принять участие в конкурсе. Включиться в него можно на любом этапе.




Комментарии

Сергей Гормин
31.10.2017

Владимир Владимирович Гормин никогда не был директором НГМЗ. Долгие годы он являлся Зам. директора по научной части. Вроде был короткий период в какое-то междиректорство, когда ВВ был исполняющим обязанности.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.