Андрей Звягинцев: о вере, совести и «Нелюбви»

19.10.2017

«Мой главный вопрос к себе, когда мы снимаем кино: мы действительно свидетельствуем правду или нет?»

Два с половиной часа длилась встреча кинорежиссера Андрея Звягинцева с новгородскими зрителями. В Великий Новгород автор «Изгнания», «Возвращения», «Елены», «Левиафана», лауреат Венецианского и Каннского кинофестивалей, премии «Золотой глобус» и номинант на премию «Оскар» приехал из Лондона — его фильм «Нелюбовь», получивший в нынешнем году Приз жюри на Каннском кинофестивале и Гран-при на кинофестивале в Мюнхене, был отмечен в третий раз — картина получила Гран-при 61-го Лондонского международного кинофестиваля (BFI London Film Festival). Три года назад Андрей Звягинцев получил высшую награду этого фестиваля за фильм «Левиафан».

Отвечая на вопросы новгородских зрителей, Андрей Звягинцев говорил о вере и совести, цензуре, принципах отбора сценариев и актеров, любимых режиссерах и многом другом. С максимальной полнотой и искренностью, как обещал, начиная эту встречу.

О запрете мата в кино и как с этим справляться

Недавно один француз, который хорошо знает русский язык, мне объяснял, что происходит с матом в России. Понимаешь, Андрей, говорил он, в словаре русского языка, где собраны все слова русского народа, ЭТИХ слов нет. В словаре французского, английского языков есть ВСЕ слова. С пометкой «грубое», «вульгарное». Поэтому там эти слова обесценены, они в ряду общих. В русском же языке, поскольку они под запретом, если они звучат, то уж – ух!
В фильме «Нелюбовь» есть три места, где мне очень жаль, что ненормативной лексики там не звучит. Она там очень к месту.
Я не сторонник сыпать ненормативной лексикой, но мне эта инициатива кажется лицемерием и ханжеством.

О работе с актерами

Один режиссер на этот вопрос отвечал так: «Я не работаю с артистом, я плачу ему деньги». Другими словами, есть профессионал, который сам справляется со своей работой, я просто очень долго его ищу. Актер должен обладать даром быть убедительным, правдивым.
В кино я часто делаю так, что актеры не знают сценария. В «Елене» актриса Елена Лядова, играющая Екатерину, читала только свои сцены. Она не знала, что происходит между Еленой и Владимиром. И это очень важно. Актер, знающий, о чем идет речь, непременно тянет этот смысл на себе. А нужна непосредственность, подлинность. Ты не должен в 17-й сцене играть то, что ты в 157-й сцене совершишь героический поступок, пазлы сложит режиссер. Все по модели жизни – человек не знает, что будет завтра-послезавтра, он просто проживает настоящий момент.
В работе с детьми идеи фильма тем более бессмысленно рассказывать, это не работает. Для фильма «Нелюбовь» мы отсмотрели 250 детей. Когда осталось несколько человек, делали сцену за дверью. Мальчики понятия не имели, о чем фильм, не читали сценария. Я говорил: ты стоишь здесь, за дверью, а на кухне твои родители ругаются, тебе с ними очень плохо, они прямо как неродные. Попросил каждого из мальчиков представить какую-нибудь утрату: «Представь, что ты чего-то очень хочешь, а этого никогда не будет». И Матвей Новиков был, конечно, потрясающим. Я не знаю, что он там придумал, вообразил, это должно остаться с ним, но после проб стало ясно, что он номер один.

О том, как жить по совести

Чтобы не расходилось слово с делом. Судят по плодам, по действиям. Когда я делаю кино, мой главный вопрос к себе: мы действительно свидетельствуем правду или нет? Это главный вопрос совести.
«Создам-ка я такой финал, чтобы всем полегче было». Я понимаю, что я совру, если сделаю это. Я не могу так поступить.

О планах на будущее и отборе сценариев

Есть свои влюбленности, свои замыслы. Есть два сценария. Один исторический проект: 1015 год, кольчуги, деревянный кремль. Второй о Великой Отечественной войне — блокада Ленинграда, оккупированный Киев.
Сценарий должен вышибить пол из-под ног. Я называю это ранением. Вещь или идея, которая в тебя попадает, и ты понимаешь, что больше без нее ты жить уже не можешь — ты должен ее реализовать. Так было с «Левиафаном».

О хеппи-энде и фильме «Нелюбовь»

Герои фильма обречены, потому в новых обстоятельствах они остались прежними. Ничего не изменилось, только декорации — у нее спортивный костюмчик другой, а у него другой интерьер, другой телевизор. Эта катастрофа, драма – потеря сына – могла стать горючим для изменений, но не стала.
Почему мы им отказываем в хорошем финале? Главным образом потому, что человек инертен. Это слабость человеческая. Вода даже с небес падает вниз, дух требует восхождения. Для того чтобы совершать восхождение, нужна невероятная сила воли, чистота духа, усердие меняться.
Представьте, они нашли Алешу, в этих поисках, минутах страха сближаются, и мы в финале видим счастливую семью. Это был бы, во-первых, фальшак. Во-вторых, зритель, сидящий в зале, увидев хеппи-энд, сказал бы: «Фу-у! И я так могу» А вот когда я вижу, что ничего не изменилось, что эти люди ничего не обрели, я начинаю мучить самого себя вопросом: неужели и я такой, неужели я не могу измениться, неужто это мой портрет? Вот это и есть горючее к переменам.
Хеппи-энд — это то, что должно произойти в жизни зрителя. Это его работа – совершить какое-то усилие. Если же он получает это в финальных титрах, значит, он ничего не сделал.
Может быть, это высоко звучит, как претензия на изменение нравов, но в любом случае это попытка достучаться до сердец.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.