Утренний  круг

«У каждого ребенка есть свое мнение, свои желания, их надо слышать».

«Детский сад не учит читать и писать. Мы должны воспитать личность — уверенного в себе, умеющего думать и делать выбор маленького человека», – говорит победитель областного конкурса профессионального мастерства воспитатель детского сада № 66 Великого Новгорода Любовь Макеева.

Утро в группе у Любови Николаевны начинается с приветствий и обмена новостями. Детки усаживаются по кругу и сначала здороваются. «Каждый ребенок должен чувствовать, что его видят, слышат», – поясняет воспитатель. Эта зарядка общения называется «Утренний круг». Далее идет игра. В день нашего посещения дети говорили друг другу комплименты. «Детям это очень нравится, каждый ребенок чувствует свою значимость – что он красивый, умный, что его любят».

Потом дети делятся новостями. Самыми разными, тем, что значимо для ребенка. Кто-то вчера, например, вместе с родителями мыл котенка, и это событие стало для него самым главным в прошедшем дне, им захотелось поделиться.

А если ребенок не хочет ничего говорить?

– Он просто передает мячик другому. Значит, сегодня он не в настроении, у него нет такой потребности, – говорит воспитатель. – Появится потребность — обязательно поделится.

В группе созданы разные уголки – конструирования, математики, творчества, библиотечный, театральный уголок, речевой. И каждый ребенок выбирает сам, куда он сегодня пойдет и что он хочет сделать. По заданной теме, которая тоже выбирается исходя из интересов детей.

Один из самых интересных моментов, говорит воспитатель, это когда маленькие творцы презентуют свои работы. Дети открываются с совершенно неожиданной стороны. Например, один мальчик слепил из липучек конструктора ТИКО три машины!

– Вот они, липучки, – показывает Любовь Николаевна. – Разве представишь, что из них можно сделать машину? А он сделал три! А вот это девчонки сделали город пингвинов. Дома, дороги, светофор, знаки дорожного движения, но все – для пингвинов!

Тема, с которой воспитатель Любовь Макеева выступала на областном профессиональном конкурсе, звучит так – «Саморазвитие ребенка и развитие личности детей».

– Я хотела показать, что дети все разные, у каждого свои потребности, и мы должны отталкиваться именно от интересов детей, – говорит Любовь Николаевна. – Наша задача – разглядеть в каждом ребенке личность, ее особенности.

Она рассказывает, как сама даже на этапе поступления в институт не знала, чего хочет. Получила специальность инженера, но ни дня не работала по этой профессии, трудилась в коммерческой фирме. А на работу в детский сад пришла вместе со своей младшей дочкой.

– Пришла и поняла, что это мое, что я хочу здесь остаться, хочу быть в образовании, с детьми. Полгода проработала младшим воспитателем, потом директор Ирина Викторовна мне предложила: «Иди-ка ты учиться на воспитателя». Что-то она во мне увидела, спасибо ей за это. Я училась, получила специальность воспитателя детей дошкольного возраста, психолога. Прошла переподготовку по менеджменту в образовании.

Первой ее группой была подготовительная. Дети готовились к школе, и она вместе с ними училась и росла. Одно дело свои дочки, другое – 25 мальчишек и девчонок, для которых ты авторитет, которые смотрят на тебя с уважением. «Надо соответствовать! Сколько книг ночами перечитала!» Сейчас тем детям уже по 11-12 лет, но, увидев ее, бегут навстречу: «Любовь Николаевна!» На странице «ВКонтакте» все ее фотографии «отлайкают».

Нынешней весной снова был выпускной. С этими детьми прошли вместе уже четыре года, потому плакали все – и дети, и воспитательница: «Они за это время становятся родными».
Любовь Макеева всегда стремится увидеть, заметить, отметить успех каждого ребенка, в чем бы он ни выражался. Разноуровневые карточки с заданиями по разным темам, которые она делает, удивительным образом расходятся по детским садам города. Например, задания по математике трех уровней сложности – низкого, среднего и высокого. «Ребенок сам выбирает, какую карточку взять сегодня. И, решая задания доступного уровня, он может пережить чувство успеха, а значит, будет желание обучаться дальше. Был мальчик слабовидящий, я делала для него карточки с более крупными элементами», – рассказывает она.

Проблема многих родителей, считает воспитатель, в том, что они хотят взвалить на ребенка все – английский, танцы, спорт, не считаясь с возможностями и потребностями детей.
– Успешность человека заключается не в том, что он и там и сям. Главное – уверенность в себе. Будет этот внутренний стержень – и ребенок все сможет. Главное разглядеть, что для ребенка значимо, – повторяет Любовь Макеева.

22 октября у нашей героини маленький юбилей – пять лет в педагогике. «Что бы ни случилось в моей жизни, я хочу быть в образовании, работать с детьми дошкольного возраста», – говорит Любовь Макеева.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)