Среда, доступная для инвалидов, — это среда, комфортная для всех.

Члены городского межведомственного совета по делам инвалидов рекомендовали всем проектировщикам, строителям, архитекторам и собственникам зданий внимательно изучить Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». За строками этого документа — нормы создания комфортной городской среды для большого числа горожан.

Заместитель председателя комитета по строительству города Сергей Андреев проинформировал членов совета о реализации мер по обустройству тротуаров, переходов к пешеходным переходам в соответствии с требованиями их доступности для инвалидов и других маломобильных горожан.
«Каждый пешеходный переход в городе должен иметь понижение, сход к проезжей части», – отметил докладчик. По его словам, перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 5 см. «В некоторых новых СНИПах требуют не более полутора см. Одно другому не противоречит, мы стараемся в технических заданиях эти требования соблюдать».
Сергей Андреев продемонстрировал на слайдах примеры уголков города, где все сделано правильно, — на ул. Розважа, пр. Мира, в центре города. Также он познакомил членов совета со списком мест, где планируется сделать понижение бордюрного камня на пешеходных переходах. В этом списке — 46 переходов. Общая стоимость работ, отметил Андреев, 2 млн 750 тыс. рублей.
Вроде бы ничего сложного нет. Но проблема в том, что есть места, где затрагивается вопрос сетей. Согласование, проектирование – все это тормозит работу. Как пример неудовлетворительного положения дел Сергей Андреев привел перекресток улиц Нехинской и Кочетова, отметив при этом, что и пешеходный переход, и автобусная остановка этого перекрестка включены в муниципальную программу, проектные работы запланированы на следующий год.
Председатель городского комитета культуры и молодежной политики Константин Хиврич, в недавнем прошлом соорганизатор общественного движения «Новый город», заметил, что руководствоваться надо не ГОСТами, а Сводом правил СП 59.13330.2016, где понижение бордюра прописано до 1,5 см: «Это актуализированная редакция СНИПов. Они должны быть для нас приоритетными, если мы хотим сделать благо для инвалидов».
Эксперт региональной организации Всероссийского общества инвалидов Владимир Маслов и председатель Новгородской региональной организации ВОС Виталий Ефимов также говорили о необходимости учета в работе именно требований указанного Свода правил. Виталий Ефимов отметил, что ни один пешеходный переход в городе не соответствует этим правилам, потому как отсутствуют тактильно-контрастные указатели, далеко не все пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами. Он напомнил также, что на разметке пешеходного перехода белая полоса должна чередоваться с желтой — это поможет ориентироваться слабовидящим людям.
Владимир Маслов говорит о том, что все, что делается по доступной среде, «делается катастрофически плохо», формально: «Установили пандус, а инвалидам на него не заехать!» По его словам, даже пандус на крыльце мэрии сделан неправильно. Эксперт подчеркнул, что маломобильные группы граждан — не только инвалиды, а и мамы с детскими колясками, люди с избыточным весом, пожилые люди: «Это треть населения города!»
Вице-мэр, председатель межведомственного совета Анатолий Осипов резюмирует: в течение двух недель соответствующие службы мэрии должны проанализировать все имеющиеся пешеходные переходы на наличие звуковых и тактильных предупреждающих сигналов, «и будем определяться, сколько это будет стоить и кто это будет делать». Также он поручил комитету строительства пригласить проектировщиков, архитекторов, дорожников и вместе с представителями общественных организаций инвалидов прийти к консолидированному мнению о том, как совершенствовать городскую среду с учетом всех правил и пожеланий тех людей, на кого ориентировано это благоустройство.
...Нескользкий пол, яркие знаки на стеклянных дверях, отсутствие высоких порожков, освещенные автобусные остановки — разве это плохо для всех нас, даже очень мобильных и очень здоровых? Пора бы нам понять, что среда, доступная для инвалидов, — это среда, комфортная для всех. Без исключения.

Людмила СОКОЛОВА