Звучание на века

Ведущее новгородское предприятие поддержало настоящий бренд нашего города.

«Акрон» поддержал уникальный центр музыкальных древностей Поветкина, выделив более полумиллиона рублей на его работу.

Без малого тридцать лет «Центр музыкальных древностей В. И. Поветкина» выполняет уникальную научно-исследовательскую программу по восстановлению в формах и звучании легендарных гуслей, гудков, сопелей X–XV веков на основе археологических открытий, сделанных на Новгородской земле. То, что он возник именно в нашем древнем городе, – не случайно. Благодаря особенностям почвы здесь сохранился уникальный культурный слой, каждый метр которого хранит сокровища, имеющие колоссальную важность для всего мира. В их числе – десятки музыкальных инструментов.
Вся история музыкальной археологии так или иначе связана с именем известного художника и реставратора, основателя центра Владимира Ивановича Поветкина. Благодаря его кропотливой работе мы можем услышать, как звучал древний Новгород много веков назад.
– Он первым начал включать элементы экспериментальной археологии – стал делать инструменты, которые начали звучать, и мы продолжаем эту работу, – рассказывает сотрудник центра Антон Каменский. – Мы не только изучаем и восстанавливаем артефакты, найденные на новгородских раскопах, но и занимаемся популяризаторской работой – рассказываем взрослым и детям о достижениях музыкальной археологии. Например, в рамках проекта по ознакомлению учащихся Новгородской области с археологическими и традиционными музыкальными инструментами ездим по школам искусств и музыкальным школам районных центров, где проводим лекции-концерты и организовываем временные выставки музейных экспонатов из фондов центра.
История музыкальной археологии берет свое начало в 60-х годах, когда художник Владимир Иванович Поветкин приезжает в Новгород для работы реставратором. Он встречается и знакомится с археологами и археологическими предметами, выполняет множество реставрационных работ для музея. В 1978 году к нему в руки попадают обломки древнего музыкального инструмента – этнографические гусли. Владимир Иванович делает модель и впервые озвучивает инструмент. С этого момента начинается развитие музыкальной археологии – огромная работа по восстановлению звучания утраченных инструментов.
– Музыка его всегда привлекала. По воспоминаниям одного из сокурсников, Владимир Иванович мог играть на любом инструменте, – рассказывает директор центра Наталья Попова. – Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Он оказался не только прекрасным художником, но и музыкально одаренным человеком. Увидел конструктивную разницу между древним инструментом и гуслями, на которых играли в оркестрах. Отсюда и пошел интерес к этой теме. А в 1990 году был создан наш центр. Появилась возможность читать лекции. Владимир Иванович создал уникальную для того времени программу: инструменты можно было не только увидеть, но и подержать в руках. Так родилась та форма лекций, которая есть у нас сейчас.
Музыкальная археология Великого Новгорода – достояние общеевропейского масштаба. Работа центра имеет огромную ценность, но, как и у всех некоммерческих организаций, случаются сложности с финансированием. Выделяемых средств часто не хватает. Сейчас в центре трудятся пять специалистов по пяти разным направлениям – работа очень емкая. Кроме того, фонды центра нуждаются в обработке и хранении. В их числе – большая библиотека из более чем 4 тысяч книг, которая требует особого внимания.
– «Акрон» оказал серьезную поддержку нашему центру. Без этих средств нам пришлось бы уволить наших сотрудников, – говорит Наталья Попова. – Очень важно, чтобы у нас работали люди, наши специалисты. Центр должен существовать – это бренд города. Благодаря средствам предприятия мы можем продолжать работать в том же объеме. Спасибо!

Юлия КОЗИНА
Анна БОЧАРОВА (фото)