Музыка трех гениев
В Великом Новгороде снова выступит один из лучших российских музыкантов – Андрей Писарев.
В эту субботу, 25 ноября, в концертном зале центра «Диалог» состоится фортепианный вечер заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Андрея Писарева, хорошо известного новгородским любителям музыки. По воле пианиста в одном концерте прозвучат произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта и С. В. Рахманинова.
Бетховен будет представлен двумя сонатами – «Авророй» и «Аппассионатой», которые посвящены его друзьям-покровителям – графам Ф. фон Вальдштейну и Ф. фон Брунсвику. Обе сонаты получили свои имена не от автора.
«Аврора» впервые была опубликована в 1804 г. как Большая соната, затем ее «окрестил» Ромен Роллан, назвав «Белой сонатой». Во Франции и России соната получила имя древнеримской богини утренней зари Авроры за развитие тем природы. Во время работы над сонатой у Бетховена начала прогрессировать глухота. Все больше времени он проводил один – общение с людьми перестало приносить радость. Он находил ее в общении с природой.
Имя «Аппассионата» сонате № 23 придумал гамбургский издатель А. Кранц через десять лет после смерти Бетховена. Эта соната была очень популярна в советскую эпоху: сам Ленин назвал ее «изумительной» и «нечеловеческой»… И вот уже присутствующее в ее музыке волнение – непременно народное, буря – конечно, против прежнего порядка, и вообще – оказывается, трудно сыскать более революционного композитора…
Двадцать третью сонату опубликовали в 1807 г. в Вене. Отвечая на вопрос, о чем она, Бетховен советовал прочесть «Бурю» Шекспира. В сонате, безусловно, слышна борьба – борьба человека с жизнью и за жизнь. Стоит напомнить, что автор – пианист-виртуоз, теряющий слух и вынужденный общаться с друзьями при помощи разговорных тетрадей, а с миром вокруг – посредством своей музыки.
Наставником Ф. Шуберта в венском конвикте (школе для подготовки певчих в придворную капеллу) был А. Сальери – да-да, тот самый, распространению мифа о криминальных наклонностях которого поспособствовал Пушкин.
Уникальность шубертовским сонатам сообщает их песенный тематизм. Композитор-песенник Шуберт и свои фортепианные сонаты наполнял мотивами австрийских народных мелодий. Широкая публика того времени, увы, это не оценила. Лишь в 1928 г., к 100-летию композитора, его забытые сонаты были блестяще исполнены А. Шнабелем и Э. Эрдманом. Рассказывают, что в том же году Рахманинов признался, что вообще не знал о существовании шубертовских сонат.
Но вернемся к концерту 25 ноября. Итак, завязка его «сюжета» – бетховенская «Аврора», развитие и кульминация – бетховенская же «Аппассионата» и лирико-трагическая ля-минорная соната Шуберта. Но это не все. В финале – Рахманинов: пьесы из третьего опуса, посвященного А. С. Аренскому, композитору, учителю, земляку. По эмоциональному состоянию – характерные рахманиновские грусть, преодоление, надежда… Заключительным аккордом станет этюд-картина № 9 из op. 33, воплощающая протест человеческой воли против сил зла.