Музыка трех гениев

23.11.2017

В Великом Новгороде снова выступит один из лучших российских музыкантов – Андрей Писарев. 

В эту субботу, 25 ноября, в концертном зале центра «Диалог» состоится фортепианный вечер заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Андрея Писарева, хорошо известного новгородским любителям музыки. По воле пианиста в одном концерте прозвучат произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта и С. В. Рахманинова.

Бетховен будет представлен двумя сонатами – «Авророй» и «Аппассионатой», которые посвящены его друзьям-покровителям – графам Ф. фон Вальдштейну и Ф. фон Брунсвику. Обе сонаты получили свои имена не от автора.
«Аврора» впервые была опубликована в 1804 г. как Большая соната, затем ее «окрестил» Ромен Роллан, назвав «Белой сонатой». Во Франции и России соната получила имя древнеримской богини утренней зари Авроры за развитие тем природы. Во время работы над сонатой у Бетховена начала прогрессировать глухота. Все больше времени он проводил один – общение с людьми перестало приносить радость. Он находил ее в общении с природой.
Имя «Аппассионата» сонате № 23 придумал гамбургский издатель А. Кранц через десять лет после смерти Бетховена. Эта соната была очень популярна в советскую эпоху: сам Ленин назвал ее «изумительной» и «нечеловеческой»… И вот уже присутствующее в ее музыке волнение – непременно народное, буря – конечно, против прежнего порядка, и вообще – оказывается, трудно сыскать более революционного композитора…
Двадцать третью сонату опубликовали в 1807 г. в Вене. Отвечая на вопрос, о чем она, Бетховен советовал прочесть «Бурю» Шекспира. В сонате, безусловно, слышна борьба – борьба человека с жизнью и за жизнь. Стоит напомнить, что автор – пианист-виртуоз, теряющий слух и вынужденный общаться с друзьями при помощи разговорных тетрадей, а с миром вокруг – посредством своей музыки.
Наставником Ф. Шуберта в венском конвикте (школе для подготовки певчих в придворную капеллу) был А. Сальери – да-да, тот самый, распространению мифа о криминальных наклонностях которого поспособствовал Пушкин.
Уникальность шубертовским сонатам сообщает их песенный тематизм. Композитор-песенник Шуберт и свои фортепианные сонаты наполнял мотивами австрийских народных мелодий. Широкая публика того времени, увы, это не оценила. Лишь в 1928 г., к 100-летию композитора, его забытые сонаты были блестяще исполнены А. Шнабелем и Э. Эрдманом. Рассказывают, что в том же году Рахманинов признался, что вообще не знал о существовании шубертовских сонат.
Но вернемся к концерту 25 ноября. Итак, завязка его «сюжета» – бетховенская «Аврора», развитие и кульминация – бетховенская же «Аппассионата» и лирико-трагическая ля-минорная соната Шуберта. Но это не все. В финале – Рахманинов: пьесы из третьего опуса, посвященного А. С. Аренскому, композитору, учителю, земляку. По эмоциональному состоянию – характерные рахманиновские грусть, преодоление, надежда… Заключительным аккордом станет этюд-картина № 9 из op. 33, воплощающая протест человеческой воли против сил зла.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.