Продолжаем рубрику «Вопрос-ответ». По интересующим вопросам звоните в редакцию по телефону 777-048 или направляйте их по электронному адресу newspaper_nov@list.ru c пометкой «Вопрос-ответ».

Подвела «двойка»

«Обратиться в редакцию городской газеты «Новгород» меня заставил следующий неприятный случай. 28 октября я ехала на автобусе маршрута № 2 около 15.30 в сторону ДКМ «Город». Перед пешеходным переходом, не доезжая остановки «Шимская», автобус врезался в легковой автомобиль автошколы. За рулем сидела женщина, рядом инструктор. Пассажирам автобуса повезло, никто не пострадал, когда водитель автобуса затормозил. Все вышли из автобуса, хотели сесть в другой, но не тут-то было. Пришлось ждать около получаса следующей «двойки». Кроме меня на остановке стояла беременная женщина с двумя детьми, школьники и другие пассажиры. Проезжавшие автобусы: 9А, 11 и 35 не брали нас. Кондукторы говорили нам: «Платите за проезд или выходите». Разве это правильно, по-человечески?

Соцкова С. М., пенсионерка».

Консультирует депутат Думы Великого Новгорода, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк» Елена МИХАЙЛОВА:
– Услугу пассажиру оказывает конкретное предприятие, именно ему пассажир оплачивает проезд. В городе действуют пять перевозчиков. При поломке автобуса пассажир вправе за ранее купленный билет продолжить путь на следующем автобусе того же маршрута (то есть того же перевозчика). Если пассажир решит продолжить путь на автобусе другого маршрута (другого перевозчика) – необходимо оплатить новый билет. Причем сделать это нужно в течение одной остановки после посадки. Однако пассажирами то и дело допускается нарушение – несвоевременная оплата. Согласно п. 5.6 решения Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. № 112 «Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде» «пассажир, который до следующего после посадки остановочного пункта не оплатил проезда, ...относится к категории безбилетных пассажиров».
Пункт 5 статьи 20 федерального закона № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает: «В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик». Перевозчик, а не его конкуренты!
Более того, за перевозчиком, у которого сломался автобус, закреплена обязанность организовать перевозку пассажиров далее по маршруту. Это прямо предписано пунктом 53 «Правил перевозок пассажира и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112): «В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты».
Иными словами, пассажиры испытывали бы меньше негатива, если бы указанный в письме в редакцию перевозчик выполнил это обязательство. Технически это выглядит так: кондуктор объявляет о поломке автобуса, вместе с пассажирами выходит на остановку, дожидается следующего автобуса того же маршрута, объявляет коллеге-кондуктору о ситуации и лично следит, чтобы все желающие из поломанного автобуса вошли в другой автобус того же маршрута – разумеется, бесплатно, точнее, за имеющийся у них на руках билет. Например, в должностных инструкциях кондукторов ОАО «Автобусный парк» эта обязанность специально подробно прописана и потому неукоснительно выполняется.
Пенсионерка вправе направить в ГОУП ЦДС ОТ свою претензию о том, что перевозчиком, работающим по 2-му маршруту, не выполнена обязанность, предусмотренная указанным выше пунктом 53 «Правил перевозок».