Видеть сердцем

23.11.2017

«Самое главное – не замыкаться в своей беде, найти в этой жизни себя. Чтобы всем – зрячим и незрячим, молодым и пожилым – было хорошо от того, что ты делаешь. И это добро вернется к тебе».

Он открыл глаза: темно. Закрыл, снова открыл: темно. Услышал голос медсестры: «Сергей, обед принесли, я на тумбочку поставила, аккуратнее». Удивился: «Какой обед? Ночь на дворе». Девушка ответила: «Час дня». Так Сергей Бравин узнал, что он потерял зрение.

Сергей рос обычным деревенским мальчишкой. Очень любил технику, с малых лет ездил с отцом на тракторе. После восьмилетки не раздумывая поступил в Валдайский совхоз-техникум на механика. Учился на повышенную стипендию, был старостой группы, активно занимался спортом – самбо, боксом, лыжами. Все изменилось в один вечер, когда, управляя мотоциклом, он, чтобы не сбить женщину, перебегавшую дорогу вне перехода, бросил мотоцикл на обочину.

– Когда я узнал, что из-за травмы головы потерял зрение, первый мой вопрос был: «Какой здесь этаж?» Хотел выброситься из окна – чтобы упасть, и все, – рассказывает Сергей. – Мне же 18 лет было, здоровый парень, третий курс, уже строил планы: после техникума армия, потом в дальнобойщики пойду. И вдруг – темнота кругом.

Около полугода Сергей провел в больницах, потом еще лечился, и зрение частично вернулось – он видит мир в виде размытых пятен. Тогда же в больнице ему подсказали, что в Новгороде есть региональное отделение Всероссийского общества слепых, есть предприятие, где работают незрячие люди, и он пришел на улицу Каберова-Власьевскую. Это был 1980 год.

– Меня приняли на работу, сразу дали общежитие. Там я узнал, что слепые и обеды готовят, и семьи заводят, и дети у них рождаются зрячие. Понял, что жить-то, оказывается, можно, – смеется Сергей.

Самое главное, считает Сергей, не замыкаться в своей беде, найти себя в этой жизни. «Чтобы зрячим и незрячим, молодым и пожилым было только хорошо от того, что ты делаешь. И это добро вернется к тебе», – уверен он.

Активный по натуре, любящий технику, Сергей быстро освоил специальность слесаря-сборщика («мы собирали трансформаторы для «Волны», для телевизионного завода, я работал в две смены, знал операций 12, молодой был, старался все знать и уметь»), стал снова заниматься спортом («бегал, прыгал, на лыжах ходил, мы на соревнования выезжали»), деятельно участвовал в работе общественных организаций. Получил от предприятия квартиру, женился, родились сын и дочь. Те годы, когда действовало новгородское предприятие ВОС, где были заняты незрячие люди, и активно работал профсоюз, он, как и многие ветераны ВОС, вспоминает с удовольствием: «Интересная была жизнь».

Сегодня от новгородского предприятия Всероссийского общества слепых остался лишь филиал боровичского объединения «Темп». Филиал не ведет производственной деятельности, занимается сбытом продукции головного предприятия (крышки для консервирования, хлопчатобумажные перчатки) и сдачей в аренду площадей. Сергей Бравин по-прежнему работает здесь, теперь уже выполняя обязанности дворника, грузчика, при необходимости занимаясь мелкими ремонтами в здании и на прилегающей территории.

Он уверенно ведет нас по трехэтажному зданию, рассказывая, какой арендатор размещается за каждой дверью, где какие работы приходилось производить (замена стекол или оконных рам, батарей отопления). Показывает двор предприятия, где он, дворник, – хозяин:

– Территория большая, целый день бегаешь. Зимой, когда снега навалит, тяжеловато. Двор у меня ровный, я все ямки засыпал. Ногой нащупаю — и щебень туда, на тачке возил.

На работу Сергей добирается на двух автобусах с проспекта Корсунова.

– Номер автобуса у людей спрашиваю. Если улицу надо перейти, жду, когда люди пойдут, — я за ними, – рассказывает Сергей. – Вот только остановки не всегда объявляют. И поребрики на сходах надо, чтобы везде были занижены к нулю. Это не только для колясочников важно, но и для незрячих и слабовидящих.

С удовольствием говорит Сергей о доме, о семье. Это его второй брак, первая жена умерла, дети выросли. Яна младше мужа на 20 лет, зрячая, их сыну пять с половиной лет.

– Дома все умею. Сантехника никогда не вызываю — сам ремонтирую. На даче очень люблю возиться. Дом там мы строили с братом, а сарай – я сам. Медленно, но сам, – рассказывает Сергей. – С сыном с трех лет мы зарядку делаем. Сейчас вот купил ему тренажер для бокса надувной. Боксирует! Мужика выращу.

«Я должен жить, как обычные нормальные люди», – решил Сергей для себя тридцать с лишним лет назад. Он смеется, задавая нам сегодня риторический вопрос: «У меня дом, семья, сынишка растет. Значит, я нормальный человек?»

В ноябрьском календаре есть такой день — Международный день слепых. Как флажок-напоминание о том, что рядом с нами живут сотни людей, не видящих вовсе или слабовидящих. В городской организации Всероссийского общества слепых сегодня состоит на учете 453 человека. У каждого из них своя история болезни. И свои победы, которые многому учат всех.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.