Полвека на плаву

23.11.2017

Морской центр капитана Варухина завтра отметит 50-летний юбилей. На праздник приглашены выпускники клуба разных лет, сегодняшние воспитанники и их родители.

В далеком 1967 году в Новгороде официально был открыт Клуб юных моряков. Сегодня это детский Морской центр, в котором ежегодно учится около 700 детей. Его идейным вдохновителем и бессменным руководителем, подарившим детям море, является Николай Варухин.

– Вахта! Враг не пройдет? – в свойственной ему манере вопрошает капитан Варухин, заходя в холл Морского центра.
– Нет, – бодро рапортуют юнморы.
– Стоять насмерть! Родина ждет! – напутствует он их в ответ.

Мы вместе поднимаемся в рабочий кабинет Николая Геннадьевича, и по пути он интересуется темой беседы. Ну как же, на поверхности она – 50 лет теперь уже Морскому центру! «Все рассказать – у вас газеты не хватит», – резонно замечает бессменный капитан новгородских юнморов.

Он садится в кресло, и волны памяти переносят его на 51 год назад, когда мыслей о Клубе юных моряков еще не было, но до одного случая… В 1966 году после службы в Военно-Морском Флоте Николай Геннадьевич приезжает в Новгород и устраивается на работу капитаном судна в рыбинспекцию.

– Как-то подбегает ко мне малец и просится в рейс. Взял, но с одним условием: чтобы у матери разрешения спросил, а она отпустила без вопросов. На следующий день их уже было трое, а еще через день с десяток набралось, – вспоминает капитан Варухин.

Руководство рыбинспекции такое положение дел не одобрило, мол, не хватало еще на судне ЧП с детьми, и запретило Николаю Варухину брать их на борт. Тогда-то и закралась мысль открыть клуб, раз у детей есть интерес к морскому делу. А тут еще подвернулся случай – поход в Ладожское озеро. На причале в Новой Ладоге Варухин увидел белоснежный теплоход, вокруг суетились мальчишки в форме.

– Мне стало интересно, что здесь происходит. Иду, а навстречу мне капитан судна Николай Жуков, он мне и рассказал, что это воспитанники Клуба юных моряков при Дворце пионеров. Вот те на, подумал я! Всю дорогу домой я размышлял о том, как открыть клуб в Новгороде, который по праву считается мореходным. Вспомните путь «из варяг в греки», – справедливо замечает Николай Геннадьевич.

На дворе был октябрь. Занятия в секциях уже вовсю шли, но Варухин не из робкого десятка, а потому пошел в Дворец пионеров к директору Татьяне Мищихиной и рассказал о своей идее. Она без вопросов выделила помещение для занятий. На первое пришло 15 мальчишек, но с каждым днем их становилось больше.

– Уже зимой я начал искать первое учебное судно, ну какой КЮМ без корабля? Связи в ВМФ мне помогли в этом вопросе. Звоню в Москву: товарищ адмирал, пароход нужен для детей! А он мне отвечает: в Таллине списывают на металлолом боевой корабль. Я туда рванул, осмотрел его и понял, что по всем параметрам он подходит. Но нужно было решение Совета министров СССР и Министерства обороны. Пошел по коридорам власти, одни смотрели, как на дурачка, другие откровенно хихикали: ну какой боевой корабль в Новгороде? А третьи поверили, – вспоминает Николай Варухин.

Среди тех, кто поддержал инициативу молодого капитана, был первый секретарь обкома партии (по-нынешнему губернатор) Владимир Базовский. Правда, было и одно условие – начатое дело не бросать и не сбегать! В апреле 1967 года Николай Варухин увольняется и едет в Таллин за первым кораблем (который потом будет известен как «Юрий Иванов») для новгородского Клуба юных моряков.

– Вместе со мной для перегона судна поехали Николай Наседкин, он затем старпомом стал, и Евгений Бритвин – электромеханик, преподаватель водолазного дела. Пригнали мы судно в июне и встали в Деревяницах. Нужно было подкрасить его, чтобы явить новгородцам этого красавца, но тут-то и началось самое смешное. Когда все было готово, мы решили подойти на корабле к Кремлю. Ближе к центру города смотрим, что оба берега Волхова заняты людьми с флагами, шарами, по реке туда-сюда снуют байдарки, глиссеры. Думаем, неужто праздник в нашу честь? Но кто же им сообщил, ведь мы не говорили, что прибыли, хотели сюрприз устроить! Швартуемся к причалу у стен кремля, а нас оттуда три мужика в костюмах прогоняют, мол, вы что, с ума сошли, не положено, отплывайте. Мы на причал к Суворовской улице подались, но и там нас прогнали. Тут уже я не выдержал, доплыли мы с командой до середины Волхова и бросили якорь. Все. Никто нас здесь уже не прогонит, – смеется Николай Варухин.

Только потом ему стало известно, что в этот день Новгородская область из рук секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова получала орден Ленина. По городу уже поползли слухи, что боевой корабль пришел охранять товарища Суслова.

С приобретением первого учебного судна все и завертелось: начались экспедиции, поиск новых помещений для занятий. Вторым кораблем КЮМа стал «Леня Голиков», тоже боевой. Варухин потратил шесть лет, чтобы его достать. Третьим стал «Саша Ковалев», размеры которого позволили брать на борт уже 90 детей!

– Этот корабль я зарегистрировал в морском регистре и получил право выходить в морские воды. Мы сразу пошли в Белое море, Кемь, на Соловки. Радости было… Потом были Таллин, Рига, Калининград и другие города. Тут и закралась мысль: а почему бы за границу не сходить? Начали переоборудовать корабль под международную конвенцию. И получилось! В 1985 году мы пошли в немецкий Росток, в 1986-м – в Финляндию, в 1989-м – в Швецию, в 1990-м – в ФРГ. У детей были паспорта моряков! Их, кстати, с 18 лет выдавали, а мои ребята уже в 14 имели их на руках. За это спасибо первому секретарю новгородского обкома КПСС Николаю Антонову. К слову, нынешнее здание Морского центра тоже его заслуга. Так вот, возвращаясь к походам. Ни один клуб юных моряков в Советском Союзе не имел документов международного судна! Это подвиг, ребята, – подчеркивает Варухин.

Сложности начались на заре 90-х. Страна разваливалась, до Клуба юных моряков есть ли кому дело? Пришлось судно «Саша Ковалев» отдать московскому КЮМу, но ни одного рейса с детьми он больше не совершил. «Пять лет назад в Петрозаводске его штормом выбросило на камни. Москвичи пригнали его на ремонт, но денег не нашли. В док не встали и из акватории выйти не смогли. Я на нем 20 лет отходил, я плакал…» – признается Николай Варухин.

Успел пройти плавпрактику на «Саше Ковалеве» и Сергей Тимофеев, который 10-летним мальчишкой в 1993 году пришел в КЮМ, да так и остался. Сегодня он третий помощник капитана на теплоходе «Господин Великий Новгород».

– Я в школе узнал о КЮМе, а море всегда влекло, как и большинство мальчишек. В 2000 году поступил в военно-морское училище, а потом вернулся в родные стены. Было интересно и сложно: мне 10 лет, а я на месяц ухожу в поход на «Саше Ковалеве» по Волховско-Ильменскому бассейну. Но когда втягиваешься, становится проще, – рассказывает Сергей Тимофеев.

На смену «Саше Ковалеву» пришел теплоход «Господин Великий Новгород», который в советские годы курсировал как грузо-пассажирское судно по маршруту Архангельск – Ленинград. «Мы в 1997 году вышли на нем в первый рейс с туристами. Первыми были американцы, затем финны, французы, немцы. Ходили по Волге, в Кижи, на Валаам, так и зарабатывали деньги на жизнь Клуба. Сейчас тоже тяжело. Вместо восьми рейсов сделали только три в этом году. Денег у людей нет», – сетует капитан Варухин.

Несмотря на завет Владимира Базовского начатое дело не бросать, такие мысли все же у Николая Варухина были. Как ни банально – квартирный вопрос. Капитан с семьей жил в классе, где преподавал азы морского дела!

– Жена с грудным ребенком, пока я вел занятие, выходила в коридор. Вот так и жили… А потом меня позвали на работу старпомом на ледокол, давали жилье, и я принял непростое решение уехать. Собрал юнморов и честно им об этом сказал. Они заплакали, и меня это остановило. Ну а потом мне выделили комнату в коммуналке, но я и этому был рад! Очень благодарен жене за поддержку и не знаю, какими словами это выразить. Никогда не слышал упрека, а ведь дома практически не бывал. У меня и отпуска не было 40 лет, но на морях бывал, только на холодных, – смеется Николай Геннадьевич.

В Морском центре капитана Варухина царит особый дух преемственности и взаимовыручки. Детям же, безусловно, больше нравится практика, чем теория.

– Меня дедушка сюда привел, сначала я был против, потому что занимался в музыкальной школе, да и 7 лет мне всего было. Но с каждым днем мне нравилось учиться все больше и больше. Из первого похода мне очень запомнился случай, когда посадили в шлюпку, дали весло и сказали: греби! А я не справляюсь, но старшие ребята помогли – здесь взаимовыручка очень важна. Сейчас я готовлюсь поступать в университет морского и речного флота имени адмирала Макарова на судомеханика. За штурвалом стоять не мое, однажды зашел за буи, за которые нельзя заходить, ну и получил за это… – смеется Егор Петров.

На рабочем столе Николая Варухина лежит свежее приглашение в Росток на Ганзейскую регату в 2018 году. Немцы ждут нашу «Ильмеру», а потому надо готовиться.

– Не знаю, откуда только силы берутся, – говорит капитан Варухин и погружается в решение рабочих вопросов.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Фото Михаила ЖИГУНОВА 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.