Научить «продавать» город

07.12.2017

«Чаще всего туристы жалуются на то, что они к нам приехали, а мы им не рады».

Какими знаниями, навыками и умениями должен обладать специалист, работающий в сфере туризма, и как учить будущих профессионалов отрасли – об этом говорили на встрече за круглым столом представители предприятий туриндустрии и учебных заведений города в рамках деловой программы регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Руководитель центра развития туризма «Красная изба» Марина Лебедева, готовясь к разговору, составила полный список компетенций, необходимых специалисту туристско-информационного центра (ТИЦ). Новгородская «Красная изба» – первый в России туристический офис, в прошлом году ему исполнилось 15 лет, потому его руководитель вправе претендовать на некоторую экспертность в этом вопросе.
Первое требование, по словам Марины Лебедевой, – знание маркетинга, умение подавать товар лицом. «По сути мы продаем город. Чем эффективнее мы его представим, чем лучше мы расскажем потенциальным гостям о нашем городе, тем больше туристов к нам приедет», – подчеркивает она.
Второе необходимое требование к специалисту, «продающему» город, – знание истории страны, родного края, достопримечательностей места и умение компетентно о них рассказать. Третье обязательное условие – владение иностранным языком.
Плюс специалисту ТИЦ нужны понимание режиссуры, сценарного мастерства («приходится постоянно делать конференции, презентации»), умение создавать информационные поводы для СМИ и самому писать «вкусные» продающие тексты.
Внушительный перечень, правда? Причем эти компетенции нужны не только специалисту турофиса, но и другим предприятиям сферы туризма, да и не только. Кто такой официант? Тот же продажник. А знание английского языка разве не нужно водителю автобуса, кассиру вокзала, продавцу в магазине, если мы хотим сделать наш город туристическим?
– И, конечно, мы должны показать, что искренне рады гостям. Чаще всего туристы жалуются на то, что, мол, мы к вам приехали, а вы нам не рады. Может быть, тестировать абитуриентов на профпригодность — готов ли человек к обслуживанию, общению, решению чужих проблем? – задается вопросом руководитель «Красной избы».
Наталья Яицкая, заместитель директора Гуманитарно-экономического колледжа НовГУ, замечает, что тестирование есть, но в условиях демографической ямы нет выбора, приходится брать всех, кто пришел. И озвученные компетенции в программе обучения представлены, но очень не хватает будущим специалистам сферы туризма практики: «Студентов много (вот сейчас мы должны одномоментно выпустить на практику 50 человек, третий и четвертый курс), а заинтересованных работодателей мало. В отсутствие баз практики вынуждены пристраивать ребят абы куда».
По словам Натальи Яицкой, в нынешнем году колледж выпустил 17 менеджеров по туризму, 20 человек получили диплом по специальности «гостиничное дело», 18 — «организация обслуживания в общественном питании». Основная масса работать по специальности не пошла. Из «туристов» одна выпускница работает в турфирме, и то в Крыму. Остальные «рассосались» кто куда. По словам преподавателя, выпускников не устраивает заработная плата, да и престиж профессий сферы гостеприимства невысок.
Юлия Лазарева, коммерческий директор гостиницы «Парк Инн», туроператора «Береста Трэвел», видит проблему в том, что многие молодые люди хотят сразу получать высокий оклад.
– Когда человек заканчивает обучение и приходит на работу, он должен понимать, что 50-70% его зарплаты зависит от него самого. Тот же официант: небольшой оклад, все остальное – чаевые. А чтобы получить чаевые, он должен улыбаться, помочь гостю разобраться в меню и т.д.
Основной критерий, по которому я подбираю сотрудников, – подчеркивает Юлия, – желание работать и готовность обучаться.
Представители компании отмечают, что в туристический сезон компания готова взять студентов на практику в качестве горничных, официантов, сотрудников стойки регистрации и даже платить заработную плату.
– Дети не хотят быть обслуживающим персоналом, – сетуют представители учебных заведений. – Часто и родители против того, чтобы их дети начинали карьеру с официанта или горничной.
– С такой установкой не надо идти в сферу гостеприимства, – парируют работодатели.
В процессе горячего обсуждения появились идеи, как «вкусно» подать сами профессии сферы гостеприимства школьникам и их родителям, как превратить практику для студентов в азартную командную игру, как отобрать мотивированных студентов и т.д. Модератор дискуссии, председатель комитета по туризму областного департамента культуры и туризма Евгений Родионов предложил все идеи развить и представить в комитет.

Людмила СОКОЛОВА
Фото из архива




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.