Научить «продавать» город

«Чаще всего туристы жалуются на то, что они к нам приехали, а мы им не рады».

Какими знаниями, навыками и умениями должен обладать специалист, работающий в сфере туризма, и как учить будущих профессионалов отрасли – об этом говорили на встрече за круглым столом представители предприятий туриндустрии и учебных заведений города в рамках деловой программы регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Руководитель центра развития туризма «Красная изба» Марина Лебедева, готовясь к разговору, составила полный список компетенций, необходимых специалисту туристско-информационного центра (ТИЦ). Новгородская «Красная изба» – первый в России туристический офис, в прошлом году ему исполнилось 15 лет, потому его руководитель вправе претендовать на некоторую экспертность в этом вопросе.
Первое требование, по словам Марины Лебедевой, – знание маркетинга, умение подавать товар лицом. «По сути мы продаем город. Чем эффективнее мы его представим, чем лучше мы расскажем потенциальным гостям о нашем городе, тем больше туристов к нам приедет», – подчеркивает она.
Второе необходимое требование к специалисту, «продающему» город, – знание истории страны, родного края, достопримечательностей места и умение компетентно о них рассказать. Третье обязательное условие – владение иностранным языком.
Плюс специалисту ТИЦ нужны понимание режиссуры, сценарного мастерства («приходится постоянно делать конференции, презентации»), умение создавать информационные поводы для СМИ и самому писать «вкусные» продающие тексты.
Внушительный перечень, правда? Причем эти компетенции нужны не только специалисту турофиса, но и другим предприятиям сферы туризма, да и не только. Кто такой официант? Тот же продажник. А знание английского языка разве не нужно водителю автобуса, кассиру вокзала, продавцу в магазине, если мы хотим сделать наш город туристическим?
– И, конечно, мы должны показать, что искренне рады гостям. Чаще всего туристы жалуются на то, что, мол, мы к вам приехали, а вы нам не рады. Может быть, тестировать абитуриентов на профпригодность — готов ли человек к обслуживанию, общению, решению чужих проблем? – задается вопросом руководитель «Красной избы».
Наталья Яицкая, заместитель директора Гуманитарно-экономического колледжа НовГУ, замечает, что тестирование есть, но в условиях демографической ямы нет выбора, приходится брать всех, кто пришел. И озвученные компетенции в программе обучения представлены, но очень не хватает будущим специалистам сферы туризма практики: «Студентов много (вот сейчас мы должны одномоментно выпустить на практику 50 человек, третий и четвертый курс), а заинтересованных работодателей мало. В отсутствие баз практики вынуждены пристраивать ребят абы куда».
По словам Натальи Яицкой, в нынешнем году колледж выпустил 17 менеджеров по туризму, 20 человек получили диплом по специальности «гостиничное дело», 18 — «организация обслуживания в общественном питании». Основная масса работать по специальности не пошла. Из «туристов» одна выпускница работает в турфирме, и то в Крыму. Остальные «рассосались» кто куда. По словам преподавателя, выпускников не устраивает заработная плата, да и престиж профессий сферы гостеприимства невысок.
Юлия Лазарева, коммерческий директор гостиницы «Парк Инн», туроператора «Береста Трэвел», видит проблему в том, что многие молодые люди хотят сразу получать высокий оклад.
– Когда человек заканчивает обучение и приходит на работу, он должен понимать, что 50-70% его зарплаты зависит от него самого. Тот же официант: небольшой оклад, все остальное – чаевые. А чтобы получить чаевые, он должен улыбаться, помочь гостю разобраться в меню и т.д.
Основной критерий, по которому я подбираю сотрудников, – подчеркивает Юлия, – желание работать и готовность обучаться.
Представители компании отмечают, что в туристический сезон компания готова взять студентов на практику в качестве горничных, официантов, сотрудников стойки регистрации и даже платить заработную плату.
– Дети не хотят быть обслуживающим персоналом, – сетуют представители учебных заведений. – Часто и родители против того, чтобы их дети начинали карьеру с официанта или горничной.
– С такой установкой не надо идти в сферу гостеприимства, – парируют работодатели.
В процессе горячего обсуждения появились идеи, как «вкусно» подать сами профессии сферы гостеприимства школьникам и их родителям, как превратить практику для студентов в азартную командную игру, как отобрать мотивированных студентов и т.д. Модератор дискуссии, председатель комитета по туризму областного департамента культуры и туризма Евгений Родионов предложил все идеи развить и представить в комитет.

Людмила СОКОЛОВА
Фото из архива