Без вольной трактовки

Работа по пресечению коррупции продолжается.

Значительные усилия прокуратуры Великого Новгорода в уходящем году были направлены на борьбу с коррупционными правонарушениями. О том, какие меры принимаются в данном направлении, рассказал прокурор города Александр АВДЕЕВ.

– Александр Вячеславович, расскажите, каких результатов в борьбе с коррупцией удалось добиться прокуратуре города в текущем году.
– Прокуратурой города выявлено свыше 100 нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции. С целью устранения данных нарушений внесено 39 представлений, принесено 29 протестов, в суды направлено 1 исковое заявление, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях.
– В чем же именно заключается работа органов прокуратуры по борьбе с коррупцией?
– Решение задач, поставленных государством по борьбе с коррупцией, осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, работа органов прокуратуры связана с осуществлением надзора в отношении следственных органов по возбуждению и расследованию преступлений, имеющих коррупционную составляющую.
С другой стороны, надзорная деятельность прокуратуры связана с профилактикой коррупционных правонарушений. В рамках данного направления надзора прокуратурой города ведется работа по контролю за расходами чиновников, а также достоверностью сведений об их доходах.
На постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов.
Прокуратурой города отлажен механизм привлечения к административной ответственности лиц по статье 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного и муниципального служащего, в том числе бывшего служащего). Также прокурорами выявляется множество фактов коррупционных нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
– Расскажите подробнее о результатах проверок соблюдения законодательства о предоставлении чиновниками сведений о доходах.
– В результате проведенной проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных депутатами Думы Великого Новгорода, установлено, что двое народных избранников предоставили неполные сведения. Депутаты скрыли от населения участие в коммерческих организациях, в связи с чем после внесенного представления они досрочно прекратили свои полномочия. По аналогичному основанию один муниципальный служащий мэрии был также привлечен к дисциплинарной ответственности.
– Какие пробелы и недочеты выявляются прокуратурой при изучении нормативных правовых актов на местном уровне?
– Органами прокуратуры проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Суть ее заключается в исследовании прокурорами документа на наличие возможных пробелов, которые позволяют чиновникам вольно трактовать букву закона и действовать по своему усмотрению.
Наиболее часто нарушения встречаются в административных регламентах о предоставлении государственных и муниципальных услуг в различных сферах общественной жизни.
Работа, проведенная в данном направлении, позволила внести изменения в административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, связанные с обжалованием полученных ответов должностных лиц администрации Великого Новгорода во внесудебном порядке, что внесло ясность для граждан при реализации своего права на обжалование их действий.
Также прокуратурой города в адрес представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления городского округа внесено 6 требований об устранении коррупциогенных факторов в муниципальных правовых актах. В настоящее время коррупциогенные факторы в указанных документах устранены.
– Выявлялись ли прокуратурой города нарушения при трудоустройстве бывших чиновников?
– Да, к сожалению. Требования федерального закона «О противодействии коррупции» заключаются в том, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим чиновником в течение двух лет после его увольнения со службы в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю по специальной форме. Несоблюдение обязанности по уведомлению, равно как нарушение срока направления такого уведомления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.
В текущем году прокуратурой города возбуждено два дела об административном правонарушении по указанной статье, должностным лицам предприятий назначены наказания в виде штрафов в размере по 20 тыс. рублей.
– Какие нарушения исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд выявлялись органами прокуратуры в нынешнем году?
– В феврале-апреле 2017 года одним государственным областным учреждением здравоохранения, расположенным на территории города, осуществлена закупка на выполнение работ по капитальному ремонту помещений на общую сумму 21 млн рублей. Однако, в нарушение требований федерального законодательства, документация содержала излишние требования к участнику закупки: предоставление документов, не предусмотренных законом (свидетельство саморегулируемой организации на устройство и демонтаж системы газоснабжения).
По данным фактам прокуратура города в отношении главврача больницы возбудила дело об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок). По материалам прокурорской проверки должностное лицо оштрафовано на 3 тыс. руб.