Любечская битва

21.01.2010

Любечская битваОбращаясь к наиболее ранним примерам воинского мужества и славы новгородцев, нам придётся мысленно перенестись почти на тысячу лет назад, в эпоху Ярослава Мудрого. Это были первые десятилетия существования единого Русского государства с двумя ярко выраженными центрами – в Новгороде и Киеве. Причём Новгород совсем не был отдалённой колонией славян, добравшихся  из Поднепровья до берегов Волхова. Вовсе нет, ведь здесь, в сгустке славянских поселений, на пересечении важнейших торговых путей раннего Средневековья, самостоятельно вырос и распрямился Новый город – экономический и политический оплот Северной Руси. Отсюда в 882 году ушли на юг славяно-варяжские дружины под предводительством князя Олега, чтобы соединить в единую державу Новгород, Смоленск и Киев. Тот поход закончился у врат Царьграда, а «матерью городов» – столицей Руси – по решению Олега стал Киев. За первым походом были и другие, и в них всегда участвовали представители северных славянских племён и варяжских наёмников. Те, кого летопись собирательно называет «новгородци»…

«А мы княже, по тобе идём!»

Важнейшим эпизодом начальной русской истории являются события 1015-1019 гг., связанные с попыткой молодого новгородского князя Ярослава (тогда ещё не Мудрого) отложиться от Киева и перестать платить дань князю Владимиру Крестителю. За этим последовала череда трагических событий: собираясь в поход на сына, скончался князь Владимир; затем один из его старших сыновей Святополк организовал убийство двух младших братьев – Бориса и Глеба. Следующей жертвой, по мнению летописца, должен был стать непокорный Ярослав.

У Ярослава хватало проблем и без опасных намерений Святополка: собранные им в Новгороде скандинавские наёмники-варяги начали бесчинствовать, чем навлекли на себя справедливый гнев горожан. После нескольких стычек, в которых досталось и варягам, и новгородцам, Ярослав всё же осознал необходимость объединения перед угрозой братоубийственного раздора на Руси. Повинившись перед новгородцами на вечевом собрании «на поле» у деревни Ракома и пообещав им свою защиту, Ярослав призвал на помощь в борьбе за киевский стол против Святополка Окаянного. Разумеется, в этих политических шагах зримо присутствовала экономика, ведь маршрут от Новгорода до Киева был частью важнейшего транспортно-торгового коридора «из варяг в греки», исчезновение которого грозило жизненным интересам и северных соседей-викингов, и самих новгородцев, богатевших на посреднической торговле. Потому и прозвучал на вече у берега Ильменя клич новгородцев: «А мы княже, по тобе идём!»

Любечская битваРешающее сражение произошло на берегу Днепра у города Любеча. Здесь, как пишет известный историк С.М. Соловьёв, «в третий раз видел Днепр враждебное движение Северной Руси на Южную». На стороне Святополка были не только русские отряды, но и большое войско печенегов.

Несколько недель армии стояли друг против друга, не решаясь вступить в бой. Желая раззадорить новгородцев, киевский воевода Волчий Хвост кричал им через реку: «Эй вы, плотники, зачем пришли сюда со своим хромцем (Ярослав прихрамывал). Вот мы вас приставим нам хоромы рубить!». Эта издёвка подчёркивала не только плотницкие навыки новгородцев, но и их обычное оружие – топор.

Дождавшись заморозков, новгородцы с Ярославом решились напасть. В ночь они переправились на вражеский берег и сразу же оттолкнули лодки – отступать нельзя! Чтобы различать своих в темноте, Ярослав дал команду: «знаменаитеся, повиваите собе главы своя убрусом». Обвязавшись белыми платками, новгородцы бросились на врага, и «бысть сеча зла». Воины хватали друг друга руками за оружие, да так, что по рукам и ногам ручьями текла кровь. Печенеги, стоявшие за притоком Днепра, так и не решились вступить в бой. Ещё до света исход Любечской битвы был решён: Святополк бежал к печенегам. Ярослав восстановил свои права на киевский стол и, щедро одарив новгородцев, отпустил их домой.

Правда, Любечская битва не была последним эпизодом в борьбе Ярослава и Святополка. Найдя поддержку у своего тестя польского короля Болеслава Храброго, Святополк вскоре вновь занял Киев. Ярослав, проигравший сражение за столицу, чудом вырвался из рук врага с четырьмя дружинниками. Домчавшись до Новгорода, отчаявшийся князь решил бросить всё и бежать «за море» к союзникам-варягам. Но не тут-то было. Как гласит летопись: «Новгородци расекоша лодьи Ярославле рекуще: «можем ся еще бити с Болеславом и с Святополком». После этого горожане стали собирать деньги на новую армию и её вооружение. Всё повторилось: дальний поход на Киев, кровавое сражение на реке Альте, разбитый Святополк. Так благодаря активному участию Новгорода в XI веке дважды было спасено единство Руси, братоубийца был повержен!

 

Новгородское войско в X-XI вв.

Любечская битваИнтерес к военной истории древнего Новгорода проявляли многие известные российские и советские историки. Уже в XIX в. теме военного быта новгородцев были посвящены труды А.И. Никитского. В трудную пору Великой Отечественной войны в Москве были защищены диссертации А.А. Строкова (бывшего директором Новгородского музея до 1941 г.) и М.Г Рабиновича о военной организации славян и Древней Руси, а также о новгородском войске. Но особенно ценные материалы о наступательном и оборонительном вооружении древних новгородцев дали археологические раскопки. Многочисленные находки предметов вооружения, броней, кольчуг, снаряжения коня были обработаны А.Ф. Медведевым и А.Н. Кирпичниковым. Их публикации и являются основой наших знаний о вооружении средневекового новгородского войска.
Как и на остальной территории Киевской Руси, новгородская рать состояла из двух частей: княжеской дружины и ополчения горожан и селян, или воев. В наборе вооружения ярко проявилось соседство Новгорода с народами северной Европы: в наступательном вооружении преобладали копьё, меч, топор, боевой нож. Хороший лук с бронебойными наконечниками стрел ценился особо. Оборонительные доспехи состояли из щита круглой формы, пластинчатых броней, реже кольчуги.
Армия киевского князя была более разношёрстной, поскольку в ней наряду с выходцами с севера были и представители южных кочевых народов – хазар, печенегов. Здесь наряду с мечом в ходу была сабля, кистень, дротик.
Главным оружием и одновременно индикатором социального статуса, конечно, был меч. В конце IX – начале XI вв. он имел широкий (около 5 см) и обычно не длинный (около 90 см) клинок с параллельными лезвиями, широким желобом и закругленным концом, поскольку предназначался только для рубки. После нескольких десятилетий изучения клейм на лезвиях мечей учёные пришли к выводу, что наиболее качественные мечи поступали на Русь с берегов Рейна. Хотя и русские мастера со временем научились ковать неплохие клинки.
В X-XI вв. на Руси, как и повсюду в Европе, преобладала пехота. В тактическом отношении кавалерия была важна на стадии преследования противника; в ближнем бою конники спешивались. Обычной формой построения войск была «стена» – плотно укрытая щитами линия пехотинцев, способная вести как оборонительный, так и наступательный бой. Маневренность «стены» целиком зависела от выучки и слаженности действий воинов.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.