Не стойте на пороге
«Наша задача – расширить ареал присутствия туристов в городе, обустроить новые маршруты, мотивировать туриста пойти дальше».
На заседании проектного офиса по разработке и реализации проекта «Территория, комфортная для бизнеса», прошедшего под председательством первого вице-мэра Юрия Пшеницына, в частности, был рассмотрен ход подготовки проекта по организации туристско-рекреационного кластера (ТРК) Великого Новгорода.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта организации ТРК, председатель комитета культуры и молодежной политики Константин Хиврич, подчеркнув устойчивый рост турпотока в Великий Новгород в последние годы, отметил, что большая часть туристов сегодня осматривает в основном центр города, «многие ограничиваются обзорной экскурсией и посещением только кремля». Меж тем в городе много уникальных мест, достойных посещения. Однако есть проблемы с их доступностью и качеством туристской инфраструктуры.
– Наша задача – расширить ареал присутствия туристов в городе, обустроить новые маршруты, мотивировать туриста пойти дальше. У нас есть потенциал – слабо освоенная территория на Торговой стороне в непосредственной близости от Ярославова дворища, – отметил Хиврич. – Мы выбрали несколько кварталов, которые станут ядром будущего туристического кластера.
Руководитель рабочей группы отметил, что одна из первоочередных задач – создание карты понятных и привлекательных инвестиционных площадок, подготовленных для открытия бизнеса в сфере туризма. Они должны быть обеспечены необходимой коммунальной инфраструктурой, благоустройством прилегающих улиц.
– Точки интереса туристов должны быть доступными для пешей прогулки. Так, например, создание пешеходного маршрута через ручей Тарасовец и реку Малый Волховец (подвесной мост) до Рюрикова городища создаст новую ось для развития туристической инфраструктуры, – говорит он. – Если до городища можно будет дойти за
20–30 минут от центра, то поток туда как новгородцев, так и гостей города мотивирует бизнес открывать на этом пути кафе, сувенирные лавки, гостиницы.
Хиврич отметил, что к этому району уже есть интерес у инвесторов – 5 мини-гостиниц планируют построить в ближайшие годы: «На некоторых участках уже заканчиваются археологические работы, готовы проекты».
За прошедшее с прошлого заседания проектного офиса время рабочая группа, по отчету руководителя, провела анализ существующей на территории Торговой стороны туристской инфраструктуры, включая места размещения, точки обслуживания и общественного питания. Проведена инвентаризация зданий по собственникам, видам и планам использования. Составлен перечень объектов культурного наследия и перечень выдающихся личностей и событий, связанных с территорией, которые можно использовать для привлечения интереса туристов. В ближайшее время предстоит большая работа с собственниками и инвесторами, подготовка инвестиционных площадок, создание дизайн-проектов и проектов благоустройства территорий.
Как было отмечено на заседании, в настоящее время на региональном уровне принято решение о включении проекта создания туристического кластера в Великом Новгороде в состав реализуемого проекта старорусского туристско-рекреационного кластера. Эту информацию подтвердил председатель областного комитета по туризму Евгений Родионов.
На следующем заседании проектного офиса Константин Хиврич представит отчет
о ходе реализации дорожной карты проекта.
Входящий в состав проектного офиса предприниматель Андрей Жбанов (компания «Вагон игрушек») считает, что создание туристического кластера – идея хорошая, однако без федерального финансирования ее невозможно реализовать. Предприниматель в данном случае, по словам Жбанова, скорее всего, займет выжидательную позицию: если будут на территории позитивные изменения, то бизнес пойдет. «Наверно, нужно говорить о привлечении на территорию прежде всего инвесторов из Москвы, Санкт-Петербурга – тех, кто может позволить себе вложения
с длительным сроком окупаемости».
– И я не увидел в проекте конечных целевых показателей, чего мы хотим достичь – цифры прироста количества туристов, увеличение номерного фонда средств размещения, создание новых рабочих мест, –
говорит Андрей Жбанов.
Константин Михайлов, директор ООО «Юком Консалтинг», также входящий в состав проектного офиса «Территория, комфортная для бизнеса», уверен, что создание туристического кластера на территории города позволит привлечь в турбизнес «новую кровь». «Нам нужно сформировать туристические маршруты, строить новые кемпинги, гостиницы, кафе. И ничего придумывать не надо, чем привлечь туриста в город, – у нас богатейшая история, древняя земля. Мы ходим буквально по золоту», – считает он.
Людмила СОКОЛОВА
Фото из архива