Ко двору ли?
Порядок размещения киосков и ларьков мэрия предлагает распространить и на дворовые территории.
На территории Великого Новгорода находятся 454 объекта, отнесенных к категории нестационарной торговли: киоски, палатки, лотки, различные автомагазины и автолавки, а также специально оборудованные площадки для продажи, например, бахчевых культур. Подсчитано, что в нашем городе количество таких мест для торговли вне стационара в 1,6 раза превышает норматив (оказывается, есть и такой). Так что местному производителю и предпринимателю, как говорится, грех жаловаться, что для развития его бизнеса не создаются условия.
В Москве радикально решен вопрос по ларькам, которые, как считают столичные власти, изжили себя, не соответствуют современным нормам и правилам, портят облик. Такая же тенденция и в других городах. «Позиция администрации Великого Новгорода неизменна – мы поддерживаем новгородского производителя и поддерживаем многоформатную торговлю», – говорит первый вице-мэр Юрий Пшеницын. И добавляет, что для размещения объектов нестационарной торговли существует местная нормативная база, начиная с правил благоустройства и заканчивая схемой размещения временных объектов.
Периодически местное законодательство в отношении таких объектов претерпевает изменения. Вот и сейчас мэрия подготовила новые положения в правила благоустройства города, регулирующие размещение ларьков на дворовых территориях. Вызвано это тем, что участились обращения жителей, поясняют в городском комитете потребительского рынка и услуг. Кому-то и удобно чуть ли не под окнами своих квартир приобретать продукты или заказывать нужные услуги, а у кого-то, наоборот, – полное неприятие. Двор – все-таки зона для отдыха и комфорта, а не развития коммерции. Убрать же ларечный бизнес с придомовой территории (кстати, считать ли уличную часть придомовой территорией – тоже вопрос) не так-то просто. Годами тянется тяжба между жителями домов № 32, 34, 36 на
ул. Псковской и предпринимателями, разместившими рядом свои киоски. Или в микрорайоне напротив, на Волотовской, дом № 4. «Когда люди заселялись, ларьки с товарами первой необходимости здесь были спасением. Сейчас в этом микрорайоне полно стационарных магазинов с широким ассортиментом товаров, со всеми удобствами для покупателей и продавцов. Неказистые ларьки во дворах стали лишними, людей не устраивает и их внешний вид, и отсутствие элементарных удобств для продавца и покупателя. Здесь не найдешь урн, а мусора хватает. Сейчас иные стандарты жизни, и это надо понимать», – делится заведующая отделом-центром по работе с населением «Псковский» Наталья Нестерова.
Однако принятый порядок размещения нестационарных торговых объектов действует на муниципальных территориях и не распространяется на дворовые, прилегающие к многоквартирным домам, где в соответствии с Жилищным кодексом вправе диктовать свои условия собственники.
Но есть и другая сторона дела – техническая. Предприниматели, желающие разместить свои временные объекты на муниципальной земле и получившие такое право через аукцион, обязаны пройти согласование технической комиссии. Тем самым исключается попадание киоска на инженерные сети. Во дворы, как показывает практика, «въехать» предпринимателю проще, можно договориться с УК, минуя даже согласие собственников, без аукционов, без оглядки на техусловия. Случись же что – последствия непредсказуемые, и кто за них ответит? Вот в микрорайоне «Ивушки» прямо на сети «посажены» несколько киосков, потому что предпринимателям так выгоднее, хотя дворовый вариант бизнеса ставит их в неравные условия с коллегами.
Отрегулировать эти вопросы и предлагает мэрия. Проект решения об изменении правил благоустройства в части порядка размещения временных объектов во дворах многоквартирных домов и был вынесен недавно на всеобщее обсуждение. Оно показало, что далеко не всем жителям понятна суть готовящихся изменений. Некоторые восприняли как ущемление интересов предпринимателей, лоббирование сетевиков и вообще вытеснение киосков.
«Городская власть и дальше будет поддерживать предпринимателей, самозанятость которых помогает наполнять бюджет, создает новые рабочие места, а жители через сеть киосков и «купав» могут приобретать свежую и по доступным ценам продукцию местных производителей. Но это при создании равных условий для участников рынка, соблюдении ими существующих санитарных норм и правил, а также правил размещения объектов. Мы и хотим отрегулировать это законодательно», – отмечает Юрий Пшеницын. И добавляет, что временные киоски, лотки и площадки для реализации овощей и фруктов могут размещаться на придомовой территории, если она отмежевана и собственники решением общего собрания дают такое право. Но помимо этого должно быть согласование и с городскими службами, и с технической комиссией. Размещение временных объектов не должно мешать проезду спецтехники, противоречить санитарным правилам, нормам пожарной безопасности, а также внешнему архитектурному облику города.
Ожидается, что в первом квартале проект изменений в правила благоустройства будет представлен на рассмотрение депутатов Думы Великого Новгорода.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)