Капает сверху? Без паники

01.02.2018

Потекло… с потолка. Каков алгоритм действий?

В редакцию пришло письмо от пенсионера, ветерана труда Николая Николаевича Назарова. Над его квартирой протекает крыша. Как дождь — так сразу протечки. Пишет, что неоднократно обращался в управляющую компанию — безрезультатно. «19 декабря обратился опять к гендиректору с заявлением, и опять ничего не сделали…» – возмущается житель дома № 10 на пр. Мира.

Почта доставила нам это письмо 29 декабря, а чуть раньше, как выяснилось, проблема была решена. «Причину удалось выявить только в оттепель. Мы с подрядчиком все обследовали, обнаружили на кровле образовавшиеся две трещины, определились по работам. 28 декабря необходимый ремонт был выполнен. Связались с собственником квартиры, над которой была течь, объяснились, претензий у него нет», – сообщила нам Анна Остапчук, мастер УК «Возрождение», обслуживающей упомянутый многоквартирный дом. Так что, надеемся, наш читатель в хорошем настроении и здравии встретил новогодние праздники. Но кто-то наверняка оказывался в неприятной ситуации, когда вдруг закапало с потолка. Что делать?

Разъяснение дает директор МУП «Аварийно-диспетчерская служба», эксперт некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Дмитрий ГОЛОСОВ:

– Первое – не паниковать, дело-то житейское. Второе – срочно отключить электричество. Третье – выяснить источник залива. Если дело в прохудившейся кровле — сообщить в свою управляющую или обслуживающую компанию. Если ситуация непонятная — поднимитесь к живущим этажом выше и постарайтесь вместе выяснить причину. В случае если соседей нет или они не открывают дверь, надо принять меры для перекрытия воды – вызвать аварийную службу ЖКХ (телефон должен быть на информационном стенде в подъезде) или позвонить в свою УК. Если телефона не найти, звоните по номеру 112 единой системы обеспечения вызова экс-тренных оперативных служб города, ее сотрудники помогут с поиском необходимых специалистов.

До приезда коммунальщиков постарайтесь максимально предотвратить порчу имущества – закройте мебель пленкой, подставьте ведра, разложите на полу тряпки. Но не забудьте зафиксировать факт залития, сфотографировать или записать видео с текущей водой или же с последствиями затопления, отметив все повреждения и их источник. Не лишним будет присутствие свидетелей.

После локализации аварии звоните в свою УК для оформления акта затопления. Акт составляется в письменном виде при участии комиссии, в которую должны войти вы, представители УК, виновник залития. Один экземпляр остается у собственника пострадавшего помещения.

Если представители УК в течение суток после залития не пришли, акт можно составить самостоятельно, включив в комиссию жильцов дома. В нем надо отметить факт отказа УК от освидетельствования, указать дату и время затопления, место происшествия, причину (предполагаемую), список повреждений (мебель, пол, обои и так далее). Акт подписывают все члены комиссии. Как показывает практика, не стоит верить на слово, а фиксировать все и заверять своей подписью.

Для расчета понесенного ущерба обращаться в специализированную организацию, где получить акт оценки.

Теперь определимся с виновной стороной. Если причиной аварии стало повреждение общего имущества (стояки холодной/горячей воды, отопления, кровля и т. д.), то виновата, скорее всего, УК. Если же залитие из-за прохудившихся труб или повреждения запорной арматуры в квартире собственника, или он просто забыл закрыть кран, то ему и отвечать за случившееся. В любом случае суд может назначить экспертизу для установления фактов и виновных лиц.

После того как будет установлен виновник, можно предложить ему урегулировать ситуацию мирным путем. Если он готов возместить ущерб – составляется соглашение с указанием срока выплаты и ее размера.

Если вина не установлена или виновник отказывается компенсировать ущерб, выход один — обращаться в суд. К исковому заявлению прикладываются документы, подтверждающие права собственности на имущество, акт затопления, фото- и видеоматериалы, заключение о сумме ущерба, претензия к виновнику залития.

И последний совет – все перечисленные выше действия делать быстро и не затягивать с составлением актов и написанием претензий.

Как подсказали нам в Новгородском районном суде, и на частной территории квартиры, находящейся в собственности, может произойти ЧП, ответственность за которое ложится не на владельца жилья, а на организацию, обеспечивающую для дома коммунальные услуги. Так, год назад на Рождество в квартире одного из домов на ул. Большой Санкт-Петербургской из-за разрыва радиатора с горячей водой пострадали имущество и отделка стен жилья. Экспертиза показала, что причиной залива стал гидроудар (превышение гидравлического сопротивления системы), в результате чего треснул чугунный радиатор и залил квартиру. Отмечается, что устройство, расположенное на радиаторе батареи, не является отключающим и выполняет функцию регулировки потока горячей воды (теплоносителя).

При таких обстоятельствах по закону ответственность за ущерб, причиненный жилому помещению и имуществу собственника, должна нести управляющая организация. Случай, скажем, интересный. Иск пострадавшего рассматривался Новгородским районным судом, два месяца назад оглашено решение – удовлетворить иск и в пользу истца взыскать с управляющей компании 147 655 руб.: за восстановительный ремонт квартиры – 126 167 руб., ущерб имущества – 2475 руб., расходы на проведение оценки ущерба – 12 000 руб., госпошлина – 4013 руб., а также за причиненный моральный вред — 3000 руб. Но вердикт суда еще не вступил в законную силу.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.