Вырастить смену

Десятиклассники из гимназии «Гармония» начали осваивать азы профессии следователя и в будущем смогут пополнить ряды носителей погон.

Вопрос для команды № 3: кто является гарантом российской Конституции? Школьники в замешательстве, а время, отведенное на ответ, неумолимо истекает. Ответа нет. «Президент!» – помогают одноклассники из других команд. «Я так и думала», – сокрушается Полина Алексеева.

Балл команде не засчитали. Но это была лишь разминка, и, как говорится, последние станут первыми — по итогам правовой игры именно команда № 3 вырвалась в победители.

В декабре минувшего года руководство Следственного комитета по Новгородской области и гимназия «Гармония» подписали соглашение о взаимодействии. Подшефными профессиональных следователей стали ученики 10 класса. Теперь каждую среду они изучают нюансы работы следователя в теории и на практике. Темой прошлого урока стала Конституция России, де-факто это главная книга страны, законы которой должен знать каждый. Следователи решили в игровой форме проверить знания школьников о своих правах и обязанностях.

Немало споров вызвало задание, в котором подросткам предстояло определить федеративное устройство нашей страны. Известно, что в России 46 областей, 22 республики, 9 краев, 3 города федерального значения, 4 автономных округа и одна автономная область. И если Мурманск, Петрозаводск, Краснодар и Севастополь у ребят практически не вызывали вопросов, то с Анадырем и Биробиджаном возникли сложности.

– Анадырь, так, рядом Чукотское море, логично — Чукотский край, – рассуждают в команде № 4.
– Ну да, а Камчатский рядом, – добавляет школьник.
– Так и запишем в таблицу, – резюмирует капитан команды.

Разумеется, ответ неверный — Анадырь относится к Чукотскому автономному округу. Самым сложным оказалось последнее задание, где школьникам предлагалось из 11 вариантов ответов выбрать три, которые относятся к полномочиям президента, российского правительства и других ветвей власти. Так незаметно и пролетел урок. «Это лучше, чем за книгой сидеть, я бы еще поиграл», – говорит одноклассник своему товарищу.

А вот для команды № 3 победа была совсем неожиданной.

– Игра была очень интересная, ощущался дух соперничества с другими командами и единение в своей. У нас было полное осознание того, что мы не победим, и победа стала настоящим сюрпризом. Я рада, что такие занятия у нас проводятся и есть интерес к работе следователя. Не исключаю, что в дальнейшем остановлю свой выбор на этой профессии, – делится планами Полина Алексеева.

Надо отметить, что в гимназии «Гармония» практически все классы имеют профильное направление и углубленное изучение сопряженных предметов с той или иной профессией начинается с 1 класса.

– Если говорить о 10-11 классах, то у нас есть правовое направление, лингвистическое с углубленным изучением английского и немецкого языков и математический класс. Для родителей самый сложный вопрос: в какой класс отдать ребенка, ведь, получается, на 11 лет вперед решить его судьбу. Но в любом случае выпускник потом сам выбирает собственный путь и решает, продолжать ли ему обучение по направлению, которое было в школе, или выбрать другое, – говорит директор гимназии «Гармония» Андрей Селиванов.

Для регионального управления Следственного комитета это первый подобный опыт работы со школьниками в части образовательного процесса. Учебная программа состоит из 34 часов теоретических и практических уроков.

– Основная цель — формирование кадрового резерва для Следственного комитета. У нас есть две профильные академии, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, и мы будем способствовать в поступлении тем ученикам, которые захотят выбрать профессию следователя. Мы уделяем большое внимание подготовке кадров. Это очень важная тема и для родителей, ведь первый их вопрос как раз касается возможных льгот при поступлении в высшие учебные заведения. Для нас еще важно воспитать достойных граждан своей страны, ориентированных на соблюдение буквы закона, людей, обладающих ответственностью и активной жизненной позицией, – поясняет инспектор отдела кадров регионального Следственного комитета Ольга Воробьева.
В планах новгородских следователей – открывать подобные классы и в других школах, как показала практика, интерес у детей и родителей есть.

По данным городского комитета по образованию, программы углубленного изучения отдельных предметов представлены в 16 образовательных учреждениях: гимназиях № 1, 2, 3, 4, «Исток», «Новоскул», «Эврика», «Квант», «Гармония», в лицее-интернате, школах № 2, 13, 23, 26, 33, 34, что составляет 55,2 % от общего количества обучающихся. Обучение по программам углубленного изучения отдельных предметов организовано для 2446 обучающихся 5–11 классов, в том числе в основной школе – 1207 (11,5 %). 100 % школ реализуют программы профильного изучения.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)