Опыт «раскрученных» гимназий и школ не должен быть секретом
В Великом Новгороде начнут работу 10 комплексов инновационного развития и три центра потенциального роста. Об этом шла речь на первом заседании созданного недавно в городе Координационного совета по развитию образования и сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений. В его составе не только представители образовательных учреждений и комитета по образованию, но и общественность. Роль «внешних» членов совета – представлять и защищать в нем точку зрения родителей, учеников и даже соседей образовательных учреждений, а после обсуждения и принятия решения активно нести информацию «в народ».
Как отметила председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Наталья Рыбникова, в последние годы образование в Великом Новгороде и в России в целом пережило несколько этапов – от спада в 1990-е годы, последовавших затем модернизации и появления инновационных учебных заведений до периода стабильности. Сегодня пришла пора активного внедрения передовых педагогических наработок ведущих учебных заведений в работу других, и это должно стать отличительной особенностью образования в ближайшие годы.
В нашем городе работает около десятка школ и гимназий, очень востребованных и престижных (их названия и особенности хорошо известны каждому заинтересованному новгородцу). Как сделать такими же популярными остальные две трети учебных заведений? Логично, если учителя, к которым ученики выстраиваются в очередь, поделятся своим педагогическим опытом с коллегами. Потому на рассмотрение Координационного совета была представлена новая система комплексов инновационного развития и центров потенциального роста.
Комплексы (10 школ и гимназий) станут оказывать методическую помощь преподавателям из других учебных заведений. В духе времени эта помощь станет оказываться на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Центры (созданные на базе школ 9, 16 и 33) начнут с реализации у себя новых образовательных проектов, которые после обкатки можно будет показывать другим. В девятой – будут усиленно заниматься укреплением, сохранением и восстановлением здоровья учащихся – давно известно, что вместе со знаниями половина школьников за годы учебы получает сколиоз и гастрит, и опыт борьбы с этим пригодится во всех учебных заведениях. Шестнадцатая школа – «Модель общественно ориентированной школы», проект, особенно интересный для удаленного микрорайона города. Здесь упор делается не на образовательные услуги, а на развитие гражданского сообщества – воспитательный процесс организуется в тесном сотрудничестве с мини-мэрией, общественностью микрорайона, профессиональными лицеями. Проект 33-й школы – «Создание локального социокультурного пространства». «Ресурсом для участников сообщества в решении проблем социума» называют его участники. В качестве примера приводят возрождение тимуровского движения как возможность помочь ветеранам и организовать патриотическое воспитание школьников. Однако и другие социально-культурные проблемы не будут забыты. Стоит добавить, что каждая из трех школ выбрала направление, первые шаги по которому уже сделаны, и возможности для «потенциального роста» реально существуют.
Как отметили на совещании, сформированная структура – вещь «не навсегда». У других образовательных учреждений есть возможность найти свою образовательную или воспитательную «изюминку», разработать и реализовать свой проект и стать комплексом инновационного развития или центром потенциального роста. Как нам кажется, в городе есть потребность в объединении директоров учебных заведений: пусть руководители «раскрученных» гимназий и детских садов расскажут о том, как им удалось добиться результатов, ведь для успешной организации процесса образования хороший руководитель школы или сада значит не меньше, чем громкое имя работающих там педагогов.