Кино в деталях

08.03.2018

В Великом Новгороде открылся первый в России частный киномузей.

Не секрет, что Великий Новгород и его окрестности пользуются популярностью у кинорежиссеров. Здесь снимались десятки советских и российских фильмов, сериалов, но этим, к сожалению, киножизнь города ограничивалась. Новый виток в развитии этого направления сделал кинолюбитель Валерий Рубцов, открыв в первый день весны в Великом Новгороде частный киномузей, которому нет равных в России.

Увлекаться кино Валерий Рубцов начал еще в юности, тогда же с другом они открыли в Новгороде две любительские киностудии игровых фильмов. Мечта стать киносценаристом привела нашего героя во ВГИК, куда он безуспешно пытался поступить. Все это было в 80-х годах прошлого века… Вскоре Валерий Рубцов всерьез занялся журналистикой, но любовь к кино не прошла и до 2011 года оставалась хобби.

– Один мой товарищ предложил открыть школьный киномузей. Идея показалась очень интересной, ведь в 90-х годах кино закончилось, пленку постепенно забросили, а сейчас практически все фильмы снимаются на цифровых носителях. Но возникли сложности, и от этой задумки пришлось отказаться, – рассказывает Валерий Рубцов.

Но только на время. Дома у Валерия Рубцова была небольшая коллекция кинотехники, и он решил открыть виртуальный киномузей. Параллельно он начал выискивать интересные экспонаты на просторах интернета, а потом вышел с предложением к Новгородскому музею-заповеднику открыть в кремлевской стене «Галерею времени». «Мы успешно отработали четыре туристических сезона, но хотелось большего. Я вел переговоры об открытии киномузея в Москве и Санкт-Петербурге, но тоже не срослось, да и хотелось открыть музей именно в Великом Новгороде», – продолжает кинолюбитель.

Он долго искал подходящее помещение, пока не подвернулось историческое здание XIX века «Дом мещанки П. Л. Бутузовой» на улице Рогатица, 16/21, где 1 марта и открылся киномузей. Сейчас он представляет собой три зала. Первый посвящен началу кинематографа и дореволюционным фильмам. Самый старый экспонат из той эпохи — французский волшебный фонарь 1890 года, который является прародителем современных кинопроекторов. Валерий Рубцов долго за него торговался, а потом немало времени потратил на его реставрацию.

– Он был ржавый. Во время реставрации я увидел клеймо, выбитое русскими буквами. Сперва расстроился, думаю, подсунули подделку, которую изготовили наши умельцы, а продавали под видом французских волшебных фонарей. Начал искать информацию, и… что бы вы думали: в Екатеринбурге в XIX веке изготавливали листы железа, которые поставлялись по всему миру. Таким образом, французский волшебный фонарь сделан из русского железа, – смеется Валерий Рубцов.

В этом же зале обустроен уголок, посвященный черно-белым фильмам. Придают атмосферу и киноафиши в стиле модерн, а названия фильмов давно минувших дней, как например «Муж хотел, жена успела», заставляют задуматься, о чем же эта картина.

Следующий зал посвящен эпохе советского кино. 27 августа 1919 года Владимир Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности.

– Двадцатые годы были самые интересные. Афиши делались художниками-авангардистами, которые порой даже не знали, о чем фильм, а при создании плаката исходили только из названия картины. К примеру, фильм «Человек огня». Плакат настолько необычен, что не соответствует самому фильму. Поэтому нашим гостям мы предлагаем самим составить афишу, а затем сравнить ее с оригиналом. Замечу, что сейчас такие плакаты даже не отважатся сделать, – резюмирует директор киномузея.

Здесь же гости музея увидят первые кинокамеры и кинопроекторы разных стран и разных форматов. Реставрируя одну из таких кинокамер, Валерий Рубцов обнаружил визитку англичанина. С помощью интернета он выяснил, что тот участвовал в Великой Отечественной войне и погиб. «За каждым экспонатом стоит своя история», – объясняет Валерий Рубцов.

Великая Отечественная война отражена в монтажном уголке, где стоит аппарат, на котором монтировалась кинохроника роковых лет. Есть среди экспонатов и камера-кинопулемет, которая ставилась на американские истребители и фиксировала сбитые самолеты. Когда самолеты поставлялись нам, бойцы снимали камеры, но один умелец прикрепил ее к прикладу от автомата, сделав ее ручной. К слову, в небольшом третьем зале гости могут посмотреть военную новгородскую кинохронику.

В планах у Валерия Рубцова задействовать и второй этаж, где разместится кинозал и основная часть экспозиции, посвященной второй половине XX века.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)

«КИНОШНАЯ» УЛИЦА.

Совсем рядом с киномузеем проходит улица Ильина, которая в недавнем прошлом называлась Знаменской. Для новгородского кинопоказа эта улица имеет особое значение. Именно здесь больше ста лет назад располагалась «Фотография И. Краснова», в которой в 1904 году состоялись первые киносеансы синематографа. А в самом начале Знаменской улицы на Ярославовом дворище стояли сначала первые деревянные кинотеатры, а затем и каменный под названием «Модерн». Но наш конкурсный вопрос совсем не из этой эпохи, тем более что ни одного из этих зданий не сохранилось. А из недавнего советского прошлого, когда улица Ильина носила имя 1 Мая. Вспомните, какое еще заведение, связанное с кино, появилось в советское время впервые именно на этой улице? Среди тех, кто правильно и интересно ответит на этот вопрос, Валерий Рубцов выберет победителя, которому достанутся два билета в киномузей.
Ответы присылайте на электронную почту newspaper_nov@list.ru с пометкой «Киномузей. Конкурс».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.