Кино в деталях
В Великом Новгороде открылся первый в России частный киномузей.
Не секрет, что Великий Новгород и его окрестности пользуются популярностью у кинорежиссеров. Здесь снимались десятки советских и российских фильмов, сериалов, но этим, к сожалению, киножизнь города ограничивалась. Новый виток в развитии этого направления сделал кинолюбитель Валерий Рубцов, открыв в первый день весны в Великом Новгороде частный киномузей, которому нет равных в России.
Увлекаться кино Валерий Рубцов начал еще в юности, тогда же с другом они открыли в Новгороде две любительские киностудии игровых фильмов. Мечта стать киносценаристом привела нашего героя во ВГИК, куда он безуспешно пытался поступить. Все это было в 80-х годах прошлого века… Вскоре Валерий Рубцов всерьез занялся журналистикой, но любовь к кино не прошла и до 2011 года оставалась хобби.
– Один мой товарищ предложил открыть школьный киномузей. Идея показалась очень интересной, ведь в 90-х годах кино закончилось, пленку постепенно забросили, а сейчас практически все фильмы снимаются на цифровых носителях. Но возникли сложности, и от этой задумки пришлось отказаться, – рассказывает Валерий Рубцов.
Но только на время. Дома у Валерия Рубцова была небольшая коллекция кинотехники, и он решил открыть виртуальный киномузей. Параллельно он начал выискивать интересные экспонаты на просторах интернета, а потом вышел с предложением к Новгородскому музею-заповеднику открыть в кремлевской стене «Галерею времени». «Мы успешно отработали четыре туристических сезона, но хотелось большего. Я вел переговоры об открытии киномузея в Москве и Санкт-Петербурге, но тоже не срослось, да и хотелось открыть музей именно в Великом Новгороде», – продолжает кинолюбитель.
Он долго искал подходящее помещение, пока не подвернулось историческое здание XIX века «Дом мещанки П. Л. Бутузовой» на улице Рогатица, 16/21, где 1 марта и открылся киномузей. Сейчас он представляет собой три зала. Первый посвящен началу кинематографа и дореволюционным фильмам. Самый старый экспонат из той эпохи — французский волшебный фонарь 1890 года, который является прародителем современных кинопроекторов. Валерий Рубцов долго за него торговался, а потом немало времени потратил на его реставрацию.
– Он был ржавый. Во время реставрации я увидел клеймо, выбитое русскими буквами. Сперва расстроился, думаю, подсунули подделку, которую изготовили наши умельцы, а продавали под видом французских волшебных фонарей. Начал искать информацию, и… что бы вы думали: в Екатеринбурге в XIX веке изготавливали листы железа, которые поставлялись по всему миру. Таким образом, французский волшебный фонарь сделан из русского железа, – смеется Валерий Рубцов.
В этом же зале обустроен уголок, посвященный черно-белым фильмам. Придают атмосферу и киноафиши в стиле модерн, а названия фильмов давно минувших дней, как например «Муж хотел, жена успела», заставляют задуматься, о чем же эта картина.
Следующий зал посвящен эпохе советского кино. 27 августа 1919 года Владимир Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности.
– Двадцатые годы были самые интересные. Афиши делались художниками-авангардистами, которые порой даже не знали, о чем фильм, а при создании плаката исходили только из названия картины. К примеру, фильм «Человек огня». Плакат настолько необычен, что не соответствует самому фильму. Поэтому нашим гостям мы предлагаем самим составить афишу, а затем сравнить ее с оригиналом. Замечу, что сейчас такие плакаты даже не отважатся сделать, – резюмирует директор киномузея.
Здесь же гости музея увидят первые кинокамеры и кинопроекторы разных стран и разных форматов. Реставрируя одну из таких кинокамер, Валерий Рубцов обнаружил визитку англичанина. С помощью интернета он выяснил, что тот участвовал в Великой Отечественной войне и погиб. «За каждым экспонатом стоит своя история», – объясняет Валерий Рубцов.
Великая Отечественная война отражена в монтажном уголке, где стоит аппарат, на котором монтировалась кинохроника роковых лет. Есть среди экспонатов и камера-кинопулемет, которая ставилась на американские истребители и фиксировала сбитые самолеты. Когда самолеты поставлялись нам, бойцы снимали камеры, но один умелец прикрепил ее к прикладу от автомата, сделав ее ручной. К слову, в небольшом третьем зале гости могут посмотреть военную новгородскую кинохронику.
В планах у Валерия Рубцова задействовать и второй этаж, где разместится кинозал и основная часть экспозиции, посвященной второй половине XX века.
Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)
«КИНОШНАЯ» УЛИЦА.
Совсем рядом с киномузеем проходит улица Ильина, которая в недавнем прошлом называлась Знаменской. Для новгородского кинопоказа эта улица имеет особое значение. Именно здесь больше ста лет назад располагалась «Фотография И. Краснова», в которой в 1904 году состоялись первые киносеансы синематографа. А в самом начале Знаменской улицы на Ярославовом дворище стояли сначала первые деревянные кинотеатры, а затем и каменный под названием «Модерн». Но наш конкурсный вопрос совсем не из этой эпохи, тем более что ни одного из этих зданий не сохранилось. А из недавнего советского прошлого, когда улица Ильина носила имя 1 Мая. Вспомните, какое еще заведение, связанное с кино, появилось в советское время впервые именно на этой улице? Среди тех, кто правильно и интересно ответит на этот вопрос, Валерий Рубцов выберет победителя, которому достанутся два билета в киномузей.
Ответы присылайте на электронную почту newspaper_nov@list.ru с пометкой «Киномузей. Конкурс».