Новгородочка

08.03.2018

«Надо просто жить, любить жизнь и любить себя».

Женщин с таким именем в нашем городе, думаю, нет. И не только в Великом Новгороде. «Археологи мне говорили, что это имя новгородское, относится к XI-XII векам, означает «слава городу». И в шутку добавляли: раз ты славишь город, ты нам расскажи, что тогда было, нам и раскопки вести не надо будет».

Мы в гостях у Градиславы Иосифовны Бакочиной. Ей 81 год, она коренная новгородка. Очень гордится своим именем. Своей родословной, особенно выделяя деда, когда-то знаменитого на всю округу мастера по ремонту гармоней, и маму — Елену Филипповну Иванову, многие годы работавшую художником-оформителем в Новгородском музее-заповеднике. Гордится своей дочерью, которая выбрала, как и она, профессию инженера-технолога («биохимик!»), гордится своим зятем — ученым-историком («имя-то у него тоже историческое — Ярослав!»).

В небольшой типовой квартире очень много книг, фотографий, на стенах в рамках рисунки, картины, искусно вышитые крестиком, на окнах – шторы из обычного белого ситца, украшенного причудливыми узорами…

– Это крючком мама вязала. И эту салфетку. Вот на стене ее рисунок акварелью – розы в вазе. Узорчатые полочки она сама лобзиком выпиливала и делала, – рассказывает Градислава Иосифовна. – Вообще моя мама умела практически все — рисовать, вышивать, вязать. Даже придумала, как без пилки (их не было) лобзиком пользоваться – плющила проволоку и делала на ней нарезку. Она и меня старалась научить всему. Почти все, что у меня в гардеробе, я сшила сама. Вязать начала в пять лет, когда во время войны жили в эвакуации в кировской глухой деревне.

И добавляет, что мамино умение шить оказалось спасительным для них тогда. У хозяйки дома, где поселились беженцы, была швейная машинка, и мама Градиславы принялась обшивать всех местных девчат и женщин. «Так что не голодали мы там». Когда в 1944 году освободили Новгород, они чуть ли не первыми вернулись на родину, получив вызов на свой запрос: «Моя мама была художником-оформителем, а так как в освобожденном Новгороде прежде всего требовалось воссоздать музей, такой специалист очень нужен».

Рассматриваем редкие фотографии. На одной из них – митинг по случаю открытия после восстановления памятника Тысячелетию России. «Этот транспарант рисовала моя мама, – говорит Градислава Иосифовна. – Почти 10 лет она оставалась единственным художником-оформителем и в музее, и в городе, так что все значимые события проходили, можно сказать, через ее руки.

Сегодняшнему молодому поколению сложно даже представить, какие трудности выпали на долю тех, кто поднимал город из руин, налаживал здесь жизнь и выживал сам. В памяти нашей собеседницы хорошо сохранилась вся послевоенная история города. Но не та, что в учебниках и книгах историков, а которую видела и испытала сама. Градислава Иосифовна — всегда желанный гость в школах и клубах системы «Алые паруса», где делится с учениками своими воспоминаниями. Про город 1944 года, когда они вернулись из эвакуации, и как обживались в постройках Кремля, про игры в прятки здесь и про свой первый класс в школе на Посольской, про известие о Победе, которое «услышали почти первыми в городе, так как жили тогда в маленькой комнате в Митрополичьих покоях, напротив была редакция новгородской газеты, куда по телетайпу и пришло официальное сообщение», про многих интересных людей, с которыми свела судьба…

Помимо фотографий в семейном архиве вырезки из старых газет, ксерокопии документов. Говорит, что ее мама все, что было связано с Новгородом, собирала и бережно хранила. Но и Градислава, будучи подростком, тоже начала складывать свою коллекцию. Да какую! Вот открытка с нежным цветком и именное поздравление, датированное 1953 годом, от известной художницы Татьяны Гиппиус. Вот вырезанная из дерева собачка – подарок Натальи Гиппиус. Еще от них иконка к цепочке и несколько миниатюрных подвесок — тоже раритеты. «Мы с сестрами Гиппиус жили рядом, когда из Кремля нас переселили в церковь Сергия Радонежского, они занимали большое помещение, а мы – в самом алтаре, кровать стояла прямо около алтарной иконы», – рассказывает она.

Из той жизни сохранила наряды. Платье с великолепным узором — позавидуют сегодняшние кутюрье! Сшила ей мама из обычной мешковины, она и разрисовала. «Школьницей носила его несколько лет, оно стирано-перестирано, но удивительно – все краски сохранились. Еще из красного батиста скроена и разрисована кофточка, почему-то не дошили, но берегу. Я куркуль еще тот! Было еще платье с узором, я уже взрослой носила, но его «выцыганили» сотрудники Детского музейного центра для своей коллекции одежды. В Новгородский музей попал и мой первый фотоаппарат, подаренный мамой, оказался ценным экспонатом, из 30-х годов. Я им снимала самые интересные моменты — теперь это в моем альбоме. Сейчас уже современной техникой пользуюсь, здесь на фото в основном внучка. После большого перерыва взялась опять вязать, и знаете, все сразу получилось, руки-то помнят. Вышиванием с удовольствием увлекаюсь, из последних работ – серия котов».

Нареченная именем Градислава, как я нашла в интернете, непременно имеет творческое начало. Самое удивительное, что профессию наша героиня выбрала совсем не творческую, она — инженер химик-технолог. Начинала работать в Чимкенте, куда получила направление после окончания ленинградского вуза, — на фармацевтическом предприятии по производству опийных медицинских препаратов. «Они ценятся выше золота, представляете, какие требования там». Тогда, в начале 60-х годов, на заводе, говорит, не было ни одного наркомана, да и в городе про них не слышали. Под ее руководством было 22 рабочих, как она называет — интернационал. За три года работы — ни одного грубого слова, даже «дурак» не произносилось, и все как один по специальности сдали на высшую категорию. Потом вернулась в Новгород, на «Планету», также инженером-технологом, затем «переманили» в ОКБ, где отработала не один десяток лет.

В эту пятницу ее, как и других ветеранов, пригласили на предприятие, такие встречи здесь традиционные. «Приходишь — родные стены, родные лица, а о чем поговорить и что вспомнить — всегда найдется», – говорит женщина. На ее красивом лице сияют выразительные молодые глаза и теплая улыбка. И кокетливо добавляет, что она уже выросла, большая девочка, кроме воспоминаний о прошлом, есть что сказать:
– Главное — жить, любить жизнь и любить себя. Я не скрываю, что я себя люблю. Это значит – не переедать, не употреблять спиртного, зарядка, само собой, и ходить побольше пешком. Будете любить себя – и вас будут все любить.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.