Для знаний нет расстояний

Дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, с помощью современных технологий «присутствуют» на уроках, «участвуют» в школьных праздниках, «ходят» на экскурсии и в музеи.

Новгородская программа по организации дистанционного образования детей-инвалидов была признана лучшей на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов. О том, как проходят уроки на расстоянии (и не только уроки), нам рассказали в областном центре инклюзивного образования.

Руководитель государственного образовательного учреждения «Центр инклюзивного образования» Мила Волынчук первым делом знакомит нас с интернет-порталом, который называется «Новгородская дистанционная «Школа On-Line». Здесь более 100 учебных курсов по всем предметам программы для каждого класса обучения (пошаговые электронные учебники), учительская, методическое объединение, электронная библиотека, видеоканал и т. д. Учителя, дети и их родители на этой электронной площадке учат и учатся, общаются, советуются, обмениваются новостями, проводят совместные праздники. Настоящая школа!
– Тот, кто говорит, что дистанционное обучение – это плохо, некачественно, просто мало знает о возможностях современных технологий. С помощью интернета стены квартиры, класса раздвигаются, ребенку открывается весь мир, – говорит Мила Волынчук.
Дистанционное обучение детей-инвалидов стало активно развиваться после того, как правительство страны в 2009 году приняло решение о предоставлении регионам субсидий на организацию такой формы обучения. Педагоги школы-центра «Цветик-семицветик» (а именно с этой школы начинался нынешний центр инклюзивного образования) к тому времени, по словам Милы Волынчук, «уже проложили дорожку» к дистанционному обучению.
– Того количества учебных часов в неделю, которое прописано в нормативах на надомное обучение (от 8 до 12 часов в зависимости от класса), ребенку мало. Ему обязательно нужно заниматься самообразованием, и наши учителя всячески старались помочь детям: чтобы ребенок не заскучал, разрабатывали задания, которые можно выполнять самому с помощью компьютера, активно общались во внеурочное время с учениками-надомниками – с помощью электронной почты и программы под названием «аська», помните такую? Поэтому, когда программа дистанционного обучения была запущена, мы, в отличие от других регионов, не начинали с чистого листа, – говорит руководитель.
Сегодня в центре инклюзивного образования – 22 класса, с 1-го по 12-й, в двух зданиях (на улице Рахманинова и на улице Попова) обучаются 195 детей очно и 130 – дистанционно. Большинство дистанционников – дети-инвалиды из районов области, жителей Великого Новгорода среди них – 26 (19 детей учатся в центре и 7 прикреплены к городским общеобразовательным школам, т. е. надомные уроки для них проводят педагоги этих учреждений).
Большой плюс правительственной программы в том, что каждому ребенку, которому по медицинским показаниям требуется учеба на дому, для дистанционного обучения выдается комплект оборудования, куда входят компьютер, принтер, сканер, веб-камера, фотоаппарат, планшет для рисования, микроскоп, программное обеспечение. Все, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно даже при индивидуальном домашнем обучении. Учитывается возраст и заболевание ученика. Так, в комплект для младших школьников дополнительно входит конструктор по началам робототехники, а для старших – комплект датчиков для проведения опытов по физике, химии. Клавиатура для слабовидящих детей и детей с нарушениями функций рук имеет специальные накладки, а принтер для невидящих детей печатает тексты на Брайле.
Техническая служба школы помогает настроить оборудование, а тьютор (наставник, классный руководитель) – освоить. «Самое главное – научить ребенка включать экран, – говорят в школе, – а дальше уже наши специалисты помогут ему, если возникнут трудности».
Дистанционное обучение не отменяет надомные уроки с учителем. Три часа дистанционных занятий с учителем по выбранным предметам это плюс к очным учебным часам в неделю на дому с приходящим педагогом.
– Для дистанционных часов дети могут выбрать три предмета из учебной программы. Но самостоятельно они могут пользоваться любым учебным или дополнительным курсом, который есть в «Школе On-Line», – подчеркивает заместитель руководителя по дистанционному обучению Виктория Барышева.
Ученики выпускных классов чаще всего выбирают для дистанционного изучения предметы, по которым будут сдавать ЕГЭ. Так, ученица 11 класса Лиза Беляева, с которой мы пообщались через Skype, выбрала для занятий дистанционно русский язык, математику и обществознание. Девушка признается, что хочет получить профессию, связанную с таможенной службой либо с лингвистикой.
Лиза занимается дистанционно с 6 класса, уже полностью освоила виртуальное общение и с улыбкой рассказывает нам, как она была Дедом Морозом на школьном празднике «Дед Мороз онлайн»:
– Мы с моим тьютором (она была в костюме Снегурочки) поздравляли всех ребят с Новым годом. Детки такие милые, забавные – пытались отвечать на мои вопросы, загадывали желания.
– А как ты будешь исполнять их желания?
– Я отправлю их во Вселенную, – говорит Лиза.
Да, дети, обучающиеся на дому, с помощью современных технологий «участвуют» в школьных праздниках, «ходят» на экскурсии, «присутствуют» на уроках. Правда, пока во время урока ребенок может видеть на своем домашнем компьютере только классную доску и учителя. Педагоги мечтают о системе «Пеликан», которая обеспечивает технологию онлайн-присутствия: ученик видит всех в классе, может задать вопрос, его тоже слышат и видят на большом экране учитель и дети в классе. Такие программно-аппаратные комплексы уже установлены в некоторых школах Санкт-Петербурга. «Это приблизит всех детей, которые учатся на дому. Их цель – быть с классом», – говорят в центре.
Педагоги центра беспокоятся и о профессиональном будущем своих учеников, прекрасно понимая, что профессиональные знания эти дети могут получить тоже только на дистанционных курсах, и работа их будет связана с цифровым пространством.
– Наша задача – сформировать у детей не только знания по предмету, но и умение их информационной обработки. Чтобы в дальнейшем дети могли приложить свои знания, отдать их в социум. Чем большему мы их здесь научим, тем конкурентоспособнее они будут на рынке труда, – говорит Мила Волынчук.
Сегодня на электронной платформе центра размещены дистанционные курсы технологического колледжа, химико-индустриального техникума и боровичского техникума строительной индустрии. Так, в боровичском техникуме можно получить дистанционно такие специальности, как «бухгалтерское дело», «программирование». Перспективной называет руководитель центра специальность «операционная деятельность в логистике».
– Цифровое пространство невидимо, порой непонятно простому обывателю. Но это такой глобальный образовательный ресурс, который обеспечивает качество обучения, – говорит Мила Волынчук.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)

Ветераны по хоккею с шайбой Великого Новгорода благодарят спонсоров, поддержавших турнир группы 60+:
Анатолия Мухарева – ООО «Мостопоезд 816»,
Алексея Голохвастова – ООО «Новтехстрой»,
Александра Андрианова – ООО «Бакаут»,
а также администрацию СК «Айсберг» и лично Владимира Бойцова.