Для знаний нет расстояний

08.03.2018

Дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, с помощью современных технологий «присутствуют» на уроках, «участвуют» в школьных праздниках, «ходят» на экскурсии и в музеи.

Новгородская программа по организации дистанционного образования детей-инвалидов была признана лучшей на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов. О том, как проходят уроки на расстоянии (и не только уроки), нам рассказали в областном центре инклюзивного образования.

Руководитель государственного образовательного учреждения «Центр инклюзивного образования» Мила Волынчук первым делом знакомит нас с интернет-порталом, который называется «Новгородская дистанционная «Школа On-Line». Здесь более 100 учебных курсов по всем предметам программы для каждого класса обучения (пошаговые электронные учебники), учительская, методическое объединение, электронная библиотека, видеоканал и т. д. Учителя, дети и их родители на этой электронной площадке учат и учатся, общаются, советуются, обмениваются новостями, проводят совместные праздники. Настоящая школа!
– Тот, кто говорит, что дистанционное обучение – это плохо, некачественно, просто мало знает о возможностях современных технологий. С помощью интернета стены квартиры, класса раздвигаются, ребенку открывается весь мир, – говорит Мила Волынчук.
Дистанционное обучение детей-инвалидов стало активно развиваться после того, как правительство страны в 2009 году приняло решение о предоставлении регионам субсидий на организацию такой формы обучения. Педагоги школы-центра «Цветик-семицветик» (а именно с этой школы начинался нынешний центр инклюзивного образования) к тому времени, по словам Милы Волынчук, «уже проложили дорожку» к дистанционному обучению.
– Того количества учебных часов в неделю, которое прописано в нормативах на надомное обучение (от 8 до 12 часов в зависимости от класса), ребенку мало. Ему обязательно нужно заниматься самообразованием, и наши учителя всячески старались помочь детям: чтобы ребенок не заскучал, разрабатывали задания, которые можно выполнять самому с помощью компьютера, активно общались во внеурочное время с учениками-надомниками – с помощью электронной почты и программы под названием «аська», помните такую? Поэтому, когда программа дистанционного обучения была запущена, мы, в отличие от других регионов, не начинали с чистого листа, – говорит руководитель.
Сегодня в центре инклюзивного образования – 22 класса, с 1-го по 12-й, в двух зданиях (на улице Рахманинова и на улице Попова) обучаются 195 детей очно и 130 – дистанционно. Большинство дистанционников – дети-инвалиды из районов области, жителей Великого Новгорода среди них – 26 (19 детей учатся в центре и 7 прикреплены к городским общеобразовательным школам, т. е. надомные уроки для них проводят педагоги этих учреждений).
Большой плюс правительственной программы в том, что каждому ребенку, которому по медицинским показаниям требуется учеба на дому, для дистанционного обучения выдается комплект оборудования, куда входят компьютер, принтер, сканер, веб-камера, фотоаппарат, планшет для рисования, микроскоп, программное обеспечение. Все, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно даже при индивидуальном домашнем обучении. Учитывается возраст и заболевание ученика. Так, в комплект для младших школьников дополнительно входит конструктор по началам робототехники, а для старших – комплект датчиков для проведения опытов по физике, химии. Клавиатура для слабовидящих детей и детей с нарушениями функций рук имеет специальные накладки, а принтер для невидящих детей печатает тексты на Брайле.
Техническая служба школы помогает настроить оборудование, а тьютор (наставник, классный руководитель) – освоить. «Самое главное – научить ребенка включать экран, – говорят в школе, – а дальше уже наши специалисты помогут ему, если возникнут трудности».
Дистанционное обучение не отменяет надомные уроки с учителем. Три часа дистанционных занятий с учителем по выбранным предметам это плюс к очным учебным часам в неделю на дому с приходящим педагогом.
– Для дистанционных часов дети могут выбрать три предмета из учебной программы. Но самостоятельно они могут пользоваться любым учебным или дополнительным курсом, который есть в «Школе On-Line», – подчеркивает заместитель руководителя по дистанционному обучению Виктория Барышева.
Ученики выпускных классов чаще всего выбирают для дистанционного изучения предметы, по которым будут сдавать ЕГЭ. Так, ученица 11 класса Лиза Беляева, с которой мы пообщались через Skype, выбрала для занятий дистанционно русский язык, математику и обществознание. Девушка признается, что хочет получить профессию, связанную с таможенной службой либо с лингвистикой.
Лиза занимается дистанционно с 6 класса, уже полностью освоила виртуальное общение и с улыбкой рассказывает нам, как она была Дедом Морозом на школьном празднике «Дед Мороз онлайн»:
– Мы с моим тьютором (она была в костюме Снегурочки) поздравляли всех ребят с Новым годом. Детки такие милые, забавные – пытались отвечать на мои вопросы, загадывали желания.
– А как ты будешь исполнять их желания?
– Я отправлю их во Вселенную, – говорит Лиза.
Да, дети, обучающиеся на дому, с помощью современных технологий «участвуют» в школьных праздниках, «ходят» на экскурсии, «присутствуют» на уроках. Правда, пока во время урока ребенок может видеть на своем домашнем компьютере только классную доску и учителя. Педагоги мечтают о системе «Пеликан», которая обеспечивает технологию онлайн-присутствия: ученик видит всех в классе, может задать вопрос, его тоже слышат и видят на большом экране учитель и дети в классе. Такие программно-аппаратные комплексы уже установлены в некоторых школах Санкт-Петербурга. «Это приблизит всех детей, которые учатся на дому. Их цель – быть с классом», – говорят в центре.
Педагоги центра беспокоятся и о профессиональном будущем своих учеников, прекрасно понимая, что профессиональные знания эти дети могут получить тоже только на дистанционных курсах, и работа их будет связана с цифровым пространством.
– Наша задача – сформировать у детей не только знания по предмету, но и умение их информационной обработки. Чтобы в дальнейшем дети могли приложить свои знания, отдать их в социум. Чем большему мы их здесь научим, тем конкурентоспособнее они будут на рынке труда, – говорит Мила Волынчук.
Сегодня на электронной платформе центра размещены дистанционные курсы технологического колледжа, химико-индустриального техникума и боровичского техникума строительной индустрии. Так, в боровичском техникуме можно получить дистанционно такие специальности, как «бухгалтерское дело», «программирование». Перспективной называет руководитель центра специальность «операционная деятельность в логистике».
– Цифровое пространство невидимо, порой непонятно простому обывателю. Но это такой глобальный образовательный ресурс, который обеспечивает качество обучения, – говорит Мила Волынчук.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)

Ветераны по хоккею с шайбой Великого Новгорода благодарят спонсоров, поддержавших турнир группы 60+:
Анатолия Мухарева – ООО «Мостопоезд 816»,
Алексея Голохвастова – ООО «Новтехстрой»,
Александра Андрианова – ООО «Бакаут»,
а также администрацию СК «Айсберг» и лично Владимира Бойцова.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.