В пору княжеских усобиц

28.01.2010

Со второй половины XI века на Руси начался период феодальных усобиц, в которых представители различных ветвей княжеской династии Рюриковичей часто становились на путь военных захватов городских центров. Не стал исключением и Новгород, к которому князья проявляли особый интерес, зная, как богат город и как важно обладание им на пути к главному, киевскому, престолу. И если князья в эту эпоху часто преследовали свои амбициозные интересы и развязывали войны, не задумываясь о необходимости сохранения целостности Руси, то горожане – в Киеве, Смоленске, Новгороде или Владимире – часто выступали последовательными защитниками общегосударственных интересов.

Сегодня мы обратимся к нескольким эпизодам тех лет, в которых новгородцы сумели не только отстоять свободу своего города, но и способствовали общему умиротворению на Руси. Поэтическим гимном единству русских земель в то время стало «Слово о полку Игореве», призывавшее князей южной и восточной Руси к борьбе против половецких захватчиков. В Новгороде во второй половине XII века произошло своё героическое событие – чудесное спасение от суздальской осады, – со временем ставшее манифестом новгородской независимости и воинской доблести.

БИТВА НА ГЗЕНИ

В пору княжеских усобицПервыми проверять Новгород на «прочность» начали полоцкие князья. Ещё во времена Ярослава Мудрого, в 1021 г., на город внезапно напал его племянник князь Брячислав и, как говорит летопись, «взя Новгород, и поимее Новгородцы и имения их и все полон и скот». Ярослав на седьмой день нагнал Брячислава и разбил его войско. Вернув в Новгород жителей и их «имение», Ярослав убедил Брячислава стать союзником – «буди же со мною един». За лояльность полоцкий князь получил в управление от Ярослава Всесвяч и Витебск.
Тем не менее сын Брячислава Всеслав продолжил отцовскую линию. Собрав большую рать, зимой 1066-1067 гг. он напал на Новгород, находившийся под управлением киевского князя Изяслава. Нападение было настолько внезапным, что горожане не смогли защитить свою главную святыню: Всеслав сжёг центр города, снял с Софии колокола и главный светильник (паникадило) и унёс всё это с собой.
Повторную попытку захвата Новгорода Всеслав Полоцкий предпринял в 1069 году, причём в этом ему согласились помочь литовцы и водь – племена, населявшие земли к северо-западу от Новгорода. Но новгородцы сумели подготовиться и встретили захватчиков на подходе к городу, у реки Гзень. Место это названо в летописи Зверинцем, а значит, находится неподалёку от сохранившегося Покровского Зверина монастыря. Летописец сообщает: «пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеця Вожяном, и паде их бещисльное число; а самого князя отпустиша Бога деля». Разбитый наголову Всеслав вернулся в Полоцк и правил ещё очень долго, до 1101 года, но Новгороду больше уже не досаждал.

 

ОТ ЖДАНОВОЙ ГОРЫ ДО ДЕСЯТИНЫ

В пору княжеских усобицС 1130-х гг. новгородцы оказались втянуты в княжеские распри за право первенства на Руси. К этому времени началось возвышение Суздальской Руси, соперничавшей с Киевом. Внук Владимира Мономаха князь Всеволод Мстиславич также не желал оставаться в стороне от династических споров и в 1134 г. сумел уговорить новгородцев на участие в походе на Суздаль, где правил его дядя Юрий Долгорукий. Первый поход закончился мирно: дойдя до Дубны, новгородцы вернулись назад. Но проблема осталась нерешённой, и в зиму 1134-35 гг. начался новый поход, в холод и метель. Дойдя почти до Переславля-Залесского, новгородцы 26 января 1135 г. вступили в жестокую битву с суздальцами у Ждановой горы. «Вся земля Русская разодралась тогда», по красноречивому выражению летописца. Сражение было кровопролитным и закончилось поражением новгородской рати, хотя суздальцев в нём пало больше. Погиб даже новгородский посадник Иванко Павлович. Сам Всеволод едва спасся с остатком дружины. В память о погибших на Ждановой горе земляках новгородцы вместе с князем воздвигли храм Успения Богородицы на Торгу, стоящий до сих пор.
Поражение на Ждановой горе стоило Всеволоду княжеского стола в Новгороде. В 1136 году новгородцы устроили ему «импичмент», впервые изгнав неугодного князя из города. Среди предъявленных ему обвинений была фраза «ехал еси с полку переди всех», то есть бежал с поля в первых рядах.
Самым знаменательным военным событием XII века стала осада Новгорода суздальцами. В 1169 году сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, припомнил новгородцам все обиды и решил проучить вольнолюбивый город, не желавший принимать его ставленника. До этого князь суздальцев уже покорил Киев и отдал его на двухдневное разграбление войскам, не пощадившим даже монастыри и киевскую Софию. Эта же злая участь ожидала и Новгород. Поводом к нападению стал поход новгородских «данников» во главе с Даньславом Лазутиничем «за волок», в сторону Северной Двины. Двиняне как раз в это время задумали «отложиться» от Новгорода и вступили в союз с Андреем Боголюбским. Чтобы поддержать двинян, Боголюбский выслал против новгородцев свой экспедиционный корпус, который был наголову разбит меньшей по численности ратью новгородцев.
В пору княжеских усобицПротив новгородцев выступил сын Андрея Боголюбского Мстислав с огромным войском, куда вошли рати союзных суздальцам княжеств. «В то же лето, на зиму, приидоша под Новгород суздалци с Андреевицем, Роман и Мстислав со смолняне и торопцаны, и с муромци и с рязанци с двемя князьма, и полочкыи князь с полочаны, и вся земля просто Руская, а новгородци же сташа твердо о князи Романе Мьстиславлици, о Изяславли внуце, и о посаднице Якуне, и устроиша город около города».
О дальнейших событиях нам рассказывают несколько летописных текстов, имеющих явные противоречия в описании «новгородского чуда» 1170 года. Историки делят их на «проновгородскую» и «антиновгородскую» версии, вошедшие в состав древнейших летописей уже в XII веке. На основе версии новгородской ориентации уже в XIV веке появилось «Слово о Знамении Святыя Богородица», в деталях повествующее о чудесном спасении Новгорода от разгрома заступничеством иконы Божьей Матери «Знамение».
На третью ночь после начала осады Новгорода архиепископу Иоанну послышался голос: «Иди в церковь святаго Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси на острог противу супостат». После того, как икона была вынесена на острог, суздальцы начали наступление на город и «спустиша стрелы, яко дождь умножен». Одна из стрел вонзилась в икону, Богородица обратилась ликом к городу и из её глаз потекли слезы. И тогда Господь обратил свой гнев на суздальцев: их покрыла тьма, на них напал «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. Новгородцы, увидев это, вышли из острога, стали разить и пленять врагов. В ознаменование свершившегося чуда Иоанн «сотвори праздник светел», который с тех пор празднуют 27 ноября.
«Антиновгородская» версия делает акцент на справедливости действий Андрея Боголюбского, кстати, канонизированного впоследствии православной церковью, покаравшего новгородцев за их непомерную гордость и неласковое обращение с князьями.
Что же случилось на самом деле? Наиболее вероятным является удачное для новгородцев сражение с вражескими войсками, случившееся на третий день осады. Битва происходила «на десятине» – чаще всего под этим местом понимают территорию около Десятинного монастыря, где, вероятно, проходила линия городских укреплений, быстро построенных новгородцами. В тексте древнейшей Новгородской Первой летописи ни о каком чуде от иконы не говорится; новгородцев всё же выручили их воинская доблесть и отчаянная храбрость, ведь защищали они родные алтари и семейные очаги.
В пору княжеских усобицИз-за частокольных стен города за битвой наблюдали архиепископ Иоанн с клиром, молясь при этом принесённым из городских храмов иконам. Среди них, несомненно, была и икона «Знамение Божьей Матери», подаренная в 1156 году Софийскому собору боярином Петром Михалковичем в память о выдаче дочери Анастасии замуж за князя Мстислава Юрьевича.
Уже в XIV-XV веках новгородцы стали придавать ярко выраженный идеологический смысл «чудесному» избавлению от суздальской осады. Вступив в эту пору в затяжное противостояние с московскими князьями – наследниками Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, Новгород нуждался в духовном подтверждении своего права на суверенитет. Тогда и оформился окончательно культ почитания Знаменской иконы как символа стойкости и независимости новгородцев перед притязаниями владимирских, а впоследствии московских князей.
До нашего времени дошли несколько иконографических изображений «Чуда от иконы Знамение». На одной из них, происходящей из церкви Николая Качанова, в нижней части изображена кульминация сражения, где впереди новгородского войска скачут святой воитель Георгий, святые князья Борис и Глеб, а также Александр Невский; в небе, навстречу головному отряду суздальцев летит ангел с поднятым мечом, в котором усматривают архангела Михаила.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.