Объединяя пространство
«Современный гобелен всегда активен, поэтому его роль в формировании пространства очень велика».
В главном здании Новгородского музея-заповедника (здание Присутственных мест, Кремль, 4) открылась новая выставка «Надежда Дзюба. Жизнь на шпалерах. Гобелен» (6+). Посетители увидят30 произведений ручного ткачества изо льна, шерсти с использованием металла и камня.
Выставка приурочена к юбилею Надежды Дзюбы, заслуженного художника России, члена Союза художников России, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств. В разные годы Надежда Викторовна была членом правления новгородской организации Союза художников России, членом экспертного совета Государственного музея художественной культуры Новгородской земли. О виде декоративно-прикладного искусства, выбранном для юбилейной экспозиции, рассказывает автор:
«Язык шпалеры для меня не случайно оказался привлекательным. С детства я увлекалась разными техниками художественного текстиля, но только гобелен позволил мне оставить свой след в пестрой палитре современного искусства Великого Новгорода. «Теплый» материал в современной шпалере говорит сам – он создает уют и настроение в интерьере, объединяет пространство, решает его тему, определяет образ. Современный гобелен всегда активен, поэтому его роль в формировании пространства очень велика.
Каждый художник проживет в искусстве свою жизнь. У меня начало творческого пути совпало со всеобщим интересом к истории страны, к народным традициям и памяти предков. Хотя я и не родилась в Великом Новгороде, но именно эта древняя земля воспитала меня, научила видеть уникальность этого места России в ее истории, почувствовать себя частью мощного культурного слоя вечного города».
За триптих «Троицкий раскоп» в 1997 году Надежда Дзюба награждена медалью Министерства культуры России. Также на выставке новгородские темы отражены в работах «Рюриково городище», «Из глубины веков», «Русь», «Колокольный звон», «Реставрация».
«Думается, она в полной мере испытала острое чувство причастности к великому прошлому, делающее жизнь современного человека более осмысленной и глубокой, – отмечает ведущий научный сотрудник новгородского музея-заповедника кандидат искусствоведения Татьяна Володина. – Теплота и задушевность, свойственные народному искусству, сочетаются в ее произведениях с завершенностью и образностью – признаками высокого профессионализма».
Художник прекрасно чувствует возможности материала – его фактуру, цвет, объем. Умело использует прием контраста, соединяя ткань с кожей и металлом, раковинами и пробкой. Стремясь передать особый мир древнего города с его многовековой культурой, в своих тканых композициях мастер использует предметы из археологических раскопок: кусочки ткани, дерево, керамику, фрагменты металлических изделий и бересту.
Еще один не менее важный мотив творчества Дзюбы – мир природы. Гобелены «природного» цикла – не что иное, как живые картины, передающие своеобразие каждого времени года, красоту полей и лугового разнотравья, движение ветра и снега, звучание первой весенней капели и жар июльского солнца. Даже силуэты женских фигур, изредка включаемые в композицию, воспринимаются как порождение вьюги и ветра, как органичная часть природы. Все эти вытканные из разных материалов в прямом смысле слова рукотворные произведения привлекают богатством и яркостью ассоциативного ряда, откровенной и радостной декоративностью. Они очень красивы, поэтичны и человечны.
МЕЖДУ ТЕМ.
В залах государственного музея художественной культуры Новгородской земли (Десятинный монастырь, 3) до 13 мая будет работать выставка литографий классика советской книжной иллюстрации Юрия Васнецова «Вкус, знакомый с детства» (0+). Она организована совместно с галереей «МастАРТ» (Москва).
Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973) – русский живописец, график. Ученик Казимира Малевича и Михаила Матюшина, народный художник РСФСР, автор иллюстраций книг «Ладушки», «Радуга-дуга», «Пятьдесят поросят», «Небылицы в лицах» и др. Детские книги, иллюстрированные
Ю. А. Васнецовым, издавались в советское время массовыми тиражами и продолжают переиздаваться до сегодняшнего дня. За долгие годы работы Ю. А. Васнецов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку. На его героях сороке-белобоке, барашеньках, коте-воркоте, хитрой лисе и медведе с липовой ногой выросло уже четыре поколения детей.
Представленные в экспозиции автолитографии Юрия Васнецова, созданные по мотивам сказок «Конек-Горбунок», «Кошкин дом», «Зайкина избушка», «Теремок» и многих других, не только помогают проследить становление характерного авторского стиля, но и открывают зрителю важную страницу в искусстве советской графики. Это время, когда государство ставило перед художниками и писателями трудную задачу: поднять детскую литературу до уровня большой литературы для маленьких читателей.
Выставка дополнена деревянной скульптурой Николая Ватагина на тему русских народных сказок, а также книгами с иллюстрациями Ю. Васнецова, предоставленными библиотечным центром для детей и юношества «Читай-город» и жителями Великого Новгорода.