Объединяя пространство

29.03.2018

«Современный гобелен всегда активен, поэтому его роль в формировании пространства очень велика».

В главном здании Новгородского музея-заповедника (здание Присутственных мест, Кремль, 4) открылась новая выставка «Надежда Дзюба. Жизнь на шпалерах. Гобелен» (6+). Посетители увидят30 произведений ручного ткачества изо льна, шерсти с использованием металла и камня.

Выставка приурочена к юбилею Надежды Дзюбы, заслуженного художника России, члена Союза художников России, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств. В разные годы Надежда Викторовна была членом правления новгородской организации Союза художников России, членом экспертного совета Государственного музея художественной культуры Новгородской земли. О виде декоративно-прикладного искусства, выбранном для юбилейной экспозиции, рассказывает автор:
«Язык шпалеры для меня не случайно оказался привлекательным. С детства я увлекалась разными техниками художественного текстиля, но только гобелен позволил мне оставить свой след в пестрой палитре современного искусства Великого Новгорода. «Теплый» материал в современной шпалере говорит сам – он создает уют и настроение в интерьере, объединяет пространство, решает его тему, определяет образ. Современный гобелен всегда активен, поэтому его роль в формировании пространства очень велика.
Каждый художник проживет в искусстве свою жизнь. У меня начало творческого пути совпало со всеобщим интересом к истории страны, к народным традициям и памяти предков. Хотя я и не родилась в Великом Новгороде, но именно эта древняя земля воспитала меня, научила видеть уникальность этого места России в ее истории, почувствовать себя частью мощного культурного слоя вечного города».
За триптих «Троицкий раскоп» в 1997 году Надежда Дзюба награждена медалью Министерства культуры России. Также на выставке новгородские темы отражены в работах «Рюриково городище», «Из глубины веков», «Русь», «Колокольный звон», «Реставрация».
«Думается, она в полной мере испытала острое чувство причастности к великому прошлому, делающее жизнь современного человека более осмысленной и глубокой, – отмечает ведущий научный сотрудник новгородского музея-заповедника кандидат искусствоведения Татьяна Володина. – Теплота и задушевность, свойственные народному искусству, сочетаются в ее произведениях с завершенностью и образностью – признаками высокого профессионализма».
Художник прекрасно чувствует возможности материала – его фактуру, цвет, объем. Умело использует прием контраста, соединяя ткань с кожей и металлом, раковинами и пробкой. Стремясь передать особый мир древнего города с его многовековой культурой, в своих тканых композициях мастер использует предметы из археологических раскопок: кусочки ткани, дерево, керамику, фрагменты металлических изделий и бересту.
Еще один не менее важный мотив творчества Дзюбы – мир природы. Гобелены «природного» цикла – не что иное, как живые картины, передающие своеобразие каждого времени года, красоту полей и лугового разнотравья, движение ветра и снега, звучание первой весенней капели и жар июльского солнца. Даже силуэты женских фигур, изредка включаемые в композицию, воспринимаются как порождение вьюги и ветра, как органичная часть природы. Все эти вытканные из разных материалов в прямом смысле слова рукотворные произведения привлекают богатством и яркостью ассоциативного ряда, откровенной и радостной декоративностью. Они очень красивы, поэтичны и человечны.

МЕЖДУ ТЕМ.

В залах государственного музея художественной культуры Новгородской земли (Десятинный монастырь, 3) до 13 мая будет работать выставка литографий классика советской книжной иллюстрации Юрия Васнецова «Вкус, знакомый с детства» (0+). Она организована совместно с галереей «МастАРТ» (Москва).
Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973) – русский живописец, график. Ученик Казимира Малевича и Михаила Матюшина, народный художник РСФСР, автор иллюстраций книг «Ладушки», «Радуга-дуга», «Пятьдесят поросят», «Небылицы в лицах» и др. Детские книги, иллюстрированные
Ю. А. Васнецовым, издавались в советское время массовыми тиражами и продолжают переиздаваться до сегодняшнего дня. За долгие годы работы Ю. А. Васнецов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку. На его героях сороке-белобоке, барашеньках, коте-воркоте, хитрой лисе и медведе с липовой ногой выросло уже четыре поколения детей.
Представленные в экспозиции автолитографии Юрия Васнецова, созданные по мотивам сказок «Конек-Горбунок», «Кошкин дом», «Зайкина избушка», «Теремок» и многих других, не только помогают проследить становление характерного авторского стиля, но и открывают зрителю важную страницу в искусстве советской графики. Это время, когда государство ставило перед художниками и писателями трудную задачу: поднять детскую литературу до уровня большой литературы для маленьких читателей.
Выставка дополнена деревянной скульптурой Николая Ватагина на тему русских народных сказок, а также книгами с иллюстрациями Ю. Васнецова, предоставленными библиотечным центром для детей и юношества «Читай-город» и жителями Великого Новгорода.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.