Звуки столетий

12.04.2018

Что напевала реальная Франческа да Римини своему Паоло?

15 апреля в 17.00 в центре «Диалог» в рамках международного фестиваля классической музыки имени Рахманинова выступит ансамбль средневековой музыки Laterna Magica (Санкт-Петербург) с программой «Франческа да Римини и другие Прекрасные Дамы: Музыка Италии, Испании, Франции XIII-XIV вв.» (6+).

Прекрасная Франческа, дочь правителя Равенны, действительно влюбилась в Паоло, младшего брата своего мужа, примерно в 1285 году. Но мы не знаем, в каком городе Джанчотто Малатеста заколол обоих – в Римини, Пезаро или Сантарканджело-ди-Романья. На стихи Данте Алигьери, воспевшего влюбленных в «Божественной комедии», еще при жизни поэта было создано множество канцон, но мы не можем себе представить, как звучали эти песни, – ни одна не сохранилась.
И все-таки – что напевала реальная Франческа да Римини своему Паоло? Что слушал Данте во Флоренции, Болонье, Венеции или Париже на рубеже XIII–XIV столетий? Какая музыка была родной, понятной и любимой для людей, давно превратившихся в героев мировой литературы и театральных персонажей (в том числе в опере «Франческа да Римини»
С. В. Рахманинова)? История не дает нам прямых ответов – слишком мало нот и еще меньше имен итальянских композиторов той поры дошло до наших дней.
Реконструируя музыкальную вселенную светской Италии времен Данте, петербургский ансамбль средневековой музыки Laterna Magica предпринимает строго ненаучное исследование. Мы вспомним искусство трубадуров, бежавших во времена Альбигойских войн в Северную Италию и весьма повлиявших на тамошние вкусы. Мы заглянем в будущее – в эпоху Ars nova, расцветшую во Флоренции и Болонье спустя поколение после смерти поэта. Отдадим дань культу Богородицы в Умбрии. В поисках музыки, написанной Прекрасными Дамами или о них самих, отправимся в Париж, где Данте провел два славных года, и в Испанию, где он не бывал вовсе.
Опорой ансамблю служат не только исторические штудии, но и музыкальные инструменты – копии тех, что были распространены в средневековой Европе. Органетто и колесная лира, гиттерн и фидель, пайп-и-табор и двойные флейты – эти учителя с диковинными именами в силах подсказать, где кроются истинная правда и красота. Надо лишь внимательно их слушать.
Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica создан в Петербурге в 1998 году. На протяжении двадцати лет участники коллектива обучались и продолжают обучаться на мастер-классах ведущих европейских мастеров аутентичного вокала, исполнительства на средневековых флейтах, органетто, фиделе и т. п. Ансамбль выступал на крупнейших отечественных и западных фестивалях старинной музыки, гастролировал по России, Беларуси, Украине, в Европе и США. В своем творчестве опирается на вечную изменчивость канонов исторически информированного исполнительства и растет вместе с этим музыкально-философским движением.
Исполнители:
– Екатерина Бонфельд – вокал, средневековые флейты, пайп-и-табор,
– Ольга Комок – вокал, органетто, колесная лира, псалтериум,
– Александр Горбунов – фидель, виола, гиттерн.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.