Подсолнушки Назаровой

14.06.2018

У воспитателя Татьяны Назаровой есть две любимые технологии, как раскрыть, разбудить возможности, разговорить каждого ребенка.

На днях на торжестве, посвященном Дню социального работника, воспитатель реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Татьяна Назарова была награждена Почетной грамотой министерства труда и социальной защиты РФ.В этом центре на улице Попова Татьяна Назарова работает почти с момента его открытия, более 20 лет.

Детское учреждение, которое многие новгородцы знают как «Виктория», сейчас является отделением центра в Юрьеве, и дети сюда приходят на реабилитацию на 20–24 рабочих дня. За это небольшое время воспитателю предстоит помочь адаптироваться каждому из них, сделать так, чтобы дети с разными заболеваниями уживались в маленьком коллективе. А значит, подобрать, кого с кем посадить, кого с кем рядом положить в тихий час.

– Два-три дня от силы – и уже видишь: кто более активен, кто не сошелся характерами, кого нужно взять за ручку и под бочок, – мягко улыбается героиня нашего материала. – Иногда бывает, какого-то ребенка поначалу и не усадить, но потихоньку, помаленьку – и ребенок уже сидит вместе со всеми, слушает. – Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детьми, которые постоянно имеют дело с врачами, им делают болезненные уколы, серьезнейшие операции. И, конечно, чтобы эту ранимую психику немножко восстановить, нужны любовь и терпение, – говорит руководитель отделения Татьяна Розум. – Иногда бывает так, что ребенок не умеет, не может взять в руки ни ручку, ни кисточку, не понимает, что такое карандаш. Или ребенок не знает, что такое банан, была такая девочка из очень неблагополучной семьи. Задача воспитателя – социализация. Мы учим детей общаться, понимать, что другим может быть приятно или неприятно, больно – не больно, развиваем навыки самообслуживания, здорового образа жизни, коммуникативные навыки. Кроме того, следует учитывать, что и родители в постоянной тревоге за своего малыша. Задача воспитателя показать, что ваш ребенок такой же, как все. Не разговаривает сейчас – возможно, заговорит позднее.

У воспитателя Назаровой есть две любимые технологии, как раскрыть, разбудить возможности, разговорить каждого ребенка, – экология, наблюдение за окружающей средой и театрализованные музыкальные представления.

– Смотрим, как меняется природа весной, летом, осенью, отмечаем, как одеваются люди, если холодно, как ведут себя птички, животные в разное время года, и т. д., – поясняет Татьяна Викторовна. – Нашим деткам нужна доступность и наглядность, тогда лучше запоминается.

И с удовольствием рассказывает, как после таких регулярных наблюдений Миша, мальчик с ДЦП, на психолого-медико-педагогической комиссии выдал все, что он знает о месяцах и днях недели, о временах года. Этой радостью с воспитателем поделилась мама мальчика. «Когда родители приходят ко мне и рассказывают такие вещи, это всегда очень радует – значит, не зря ты стараешься, вкладываешь все это в детские умы, значит, они усваивают».

Любимое занятие весной в группе Татьяны Викторовны – посадка лука. «Это уже просто традиция нашего центра, – замечает Татьяна Розум. – Воспитатель несет пакеты с землей, экогоршочки, дети туда сами опускают лук – и смотрят потом, как лук выходит, как стремятся ввысь перышки. К концу заезда собираем урожай – торжественно срезаем перья лука, несем в столовую, и дежурный всем добавляет в тарелку по ложечке зелени».

– Мы еще подсолнухи сажали, – добавляет Татьяна Викторовна. – И, когда они подросли, раздавали ребятам – на дачу. Потом один мальчик, Костя, принес мне фотографию показать, как он на даче стоит рядом с выросшим подсолнухом. Радует, когда детки дают такой отклик.

А музыкальные сказки – это всегда событие. В подготовке музыкального праздника участвуют и дети, и родители. «Все заняты, все переживают. Детки очень заинтересованы, обижаются, если кому-то не достается роли. А участвуя в сказке, раскрываются, – рассказывает воспитатель. – В апреле ставили такую сказку, и в мае на выпускном тоже показывали».
Татьяна Викторовна работает с детьми предшкольного возраста, 6–7 лет, и традиция выпускных праздников осталась с недавних времен, когда в центре на улице Попова были постоянные группы. Есть у нее и еще одна добрая традиция, рассказывает руководитель отделения, в начале осени, когда ее воспитанники уже немного адаптируются в школе, воспитатель приглашает их на арбуз.
– Все приходят в форме, чтобы показать, что они уже школьники, уже большие, – улыбается воспитатель.

– А некоторые родители, чьи дети не могут продолжать учебу в обычной школе, пытаются переманить Татьяну Викторовну к себе в няни, – с улыбкой замечает многолетняя коллега, бывшая напарница, а теперь руководитель Татьяна Розум. – К счастью, она отказывается. Но такие предложения – тоже показатель ее профессионализма.

Многие родители, чьи дети были в группе Татьяны Викторовны, в новом заезде просят вновь определить ребенка к ней.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.