Подсолнушки Назаровой
У воспитателя Татьяны Назаровой есть две любимые технологии, как раскрыть, разбудить возможности, разговорить каждого ребенка.
На днях на торжестве, посвященном Дню социального работника, воспитатель реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Татьяна Назарова была награждена Почетной грамотой министерства труда и социальной защиты РФ.В этом центре на улице Попова Татьяна Назарова работает почти с момента его открытия, более 20 лет.
Детское учреждение, которое многие новгородцы знают как «Виктория», сейчас является отделением центра в Юрьеве, и дети сюда приходят на реабилитацию на 20–24 рабочих дня. За это небольшое время воспитателю предстоит помочь адаптироваться каждому из них, сделать так, чтобы дети с разными заболеваниями уживались в маленьком коллективе. А значит, подобрать, кого с кем посадить, кого с кем рядом положить в тихий час.
– Два-три дня от силы – и уже видишь: кто более активен, кто не сошелся характерами, кого нужно взять за ручку и под бочок, – мягко улыбается героиня нашего материала. – Иногда бывает, какого-то ребенка поначалу и не усадить, но потихоньку, помаленьку – и ребенок уже сидит вместе со всеми, слушает. – Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детьми, которые постоянно имеют дело с врачами, им делают болезненные уколы, серьезнейшие операции. И, конечно, чтобы эту ранимую психику немножко восстановить, нужны любовь и терпение, – говорит руководитель отделения Татьяна Розум. – Иногда бывает так, что ребенок не умеет, не может взять в руки ни ручку, ни кисточку, не понимает, что такое карандаш. Или ребенок не знает, что такое банан, была такая девочка из очень неблагополучной семьи. Задача воспитателя – социализация. Мы учим детей общаться, понимать, что другим может быть приятно или неприятно, больно – не больно, развиваем навыки самообслуживания, здорового образа жизни, коммуникативные навыки. Кроме того, следует учитывать, что и родители в постоянной тревоге за своего малыша. Задача воспитателя показать, что ваш ребенок такой же, как все. Не разговаривает сейчас – возможно, заговорит позднее.
У воспитателя Назаровой есть две любимые технологии, как раскрыть, разбудить возможности, разговорить каждого ребенка, – экология, наблюдение за окружающей средой и театрализованные музыкальные представления.
– Смотрим, как меняется природа весной, летом, осенью, отмечаем, как одеваются люди, если холодно, как ведут себя птички, животные в разное время года, и т. д., – поясняет Татьяна Викторовна. – Нашим деткам нужна доступность и наглядность, тогда лучше запоминается.
И с удовольствием рассказывает, как после таких регулярных наблюдений Миша, мальчик с ДЦП, на психолого-медико-педагогической комиссии выдал все, что он знает о месяцах и днях недели, о временах года. Этой радостью с воспитателем поделилась мама мальчика. «Когда родители приходят ко мне и рассказывают такие вещи, это всегда очень радует – значит, не зря ты стараешься, вкладываешь все это в детские умы, значит, они усваивают».
Любимое занятие весной в группе Татьяны Викторовны – посадка лука. «Это уже просто традиция нашего центра, – замечает Татьяна Розум. – Воспитатель несет пакеты с землей, экогоршочки, дети туда сами опускают лук – и смотрят потом, как лук выходит, как стремятся ввысь перышки. К концу заезда собираем урожай – торжественно срезаем перья лука, несем в столовую, и дежурный всем добавляет в тарелку по ложечке зелени».
– Мы еще подсолнухи сажали, – добавляет Татьяна Викторовна. – И, когда они подросли, раздавали ребятам – на дачу. Потом один мальчик, Костя, принес мне фотографию показать, как он на даче стоит рядом с выросшим подсолнухом. Радует, когда детки дают такой отклик.
А музыкальные сказки – это всегда событие. В подготовке музыкального праздника участвуют и дети, и родители. «Все заняты, все переживают. Детки очень заинтересованы, обижаются, если кому-то не достается роли. А участвуя в сказке, раскрываются, – рассказывает воспитатель. – В апреле ставили такую сказку, и в мае на выпускном тоже показывали».
Татьяна Викторовна работает с детьми предшкольного возраста, 6–7 лет, и традиция выпускных праздников осталась с недавних времен, когда в центре на улице Попова были постоянные группы. Есть у нее и еще одна добрая традиция, рассказывает руководитель отделения, в начале осени, когда ее воспитанники уже немного адаптируются в школе, воспитатель приглашает их на арбуз.
– Все приходят в форме, чтобы показать, что они уже школьники, уже большие, – улыбается воспитатель.
– А некоторые родители, чьи дети не могут продолжать учебу в обычной школе, пытаются переманить Татьяну Викторовну к себе в няни, – с улыбкой замечает многолетняя коллега, бывшая напарница, а теперь руководитель Татьяна Розум. – К счастью, она отказывается. Но такие предложения – тоже показатель ее профессионализма.
Многие родители, чьи дети были в группе Татьяны Викторовны, в новом заезде просят вновь определить ребенка к ней.
Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)