Где быть парковке?

«Если в магазин можно выйти в халате, то зачем этому магазину парковка?»

Сколько парковочных мест должно быть возле многоквартирного дома? А возле школы? Сколько мест в детских садах должно быть в микрорайоне и какой должна быть максимальная длина дороги в детский сад? Подачу скольких литров воды на человека в сутки должен обеспечивать подходящий к дому водопровод? Ответы на все эти вопросы и должны давать нормативы градостроительного проектирования.

Проект документа на недавнем заседании Думы Великого Новгорода был принят в первом чтении, но с учетом спорности многих позиций было решено провести обсуждение за круглым столом с проектировщиками, застройщиками и другими заинтересованными сторонами.

Вице-спикер Думы Великого Новгорода Константин Демидов, открывая обсуждение, подчеркнул «фундаментальное основополагающее» значение документа: «Именно на основе нормативов градостроительного планирования вносятся изменения в генеральный план города, разрабатываются документы территориального планирования».

Президент СРО «Гильдия проектировщиков Новгородской области» Александр Шилов еще до круглого стола высказал письменно эмоциональные замечания по документу: «Судя по всему, народ толпится в свадебных и штурмом берет фотосалоны и ателье, иначе откуда такой норматив?» (речь идет о нормативе машино-мест для данных предприятий службы быта); «Машино-место на 1 жилую единицу для многоквартирных домов выглядит откровенно нереальным. И допустимо только для элитного жилья». На встрече за круглым столом Александр Шилов подтвердил свою позицию: в представленной редакции документ не может быть принят в связи с большим количеством замечаний как технического, так и редакционного характера.

Советник губернатора области Дарья Александрова обратила внимание на абсурдность некоторых нормативов: «На 1000 жителей – 35 мест в кинотеатрах. Путем несложных вычислений получаем, что таких кинотеатров, как «Мираж Синема» в «Мармеладе» с восемью залами, у нас должно быть шесть. Это необходимо для нашего города? Доступность школы 500 м – согласна. Но дворец творчества школьников, станция юных техников, станция юных натуралистов — тоже 500 м. Это возможно? У нас небольшой город, и мы должны исходить из его особенностей».
Как и ожидалось, жарким вышло обсуждение нормативов парковочных мест. Главный инженер ОАО «Институт Новгородгражданпроект» Сергей Здорнов ставит вопрос по отношению к объектам шаговой доступности: «Если в магазин можно выйти в халате, то зачем этому магазину парковка?»

Главный архитектор ОАО «Институт Новгородгражданпроект» Ольга Мухачева предложила возле детских садов установить норматив из расчета, например, одно машино-место на 10 мест в детском саду — чтобы родители имели возможность припарковать машину, привезя ребенка в садик. Что касается автостоянок возле многоквартирных домов, то она обращает внимание на опыт Москвы и Московской области, где этот норматив учитывает не только категорию жилья, но и его приближенность к остановкам общественного транспорта. Действительно, если до дома можно легко доехать на автобусе, то зачем парковка во дворе?

Вновь вспомнили о многоуровневых и подземных паркингах. Представитель комитета архитектуры Евгений Репин посетовал: они есть в проектах планировки, но почему-то никто не строит.
– Года полтора назад мы просчитывали экономику такого объекта, – замечает заместитель генерального директора ООО «Деловой партнер» Юрий Чермашенцев. – Многоуровневая парковка на 350 мест будет стоить около 100 млн рублей. Подземная парковка в лучшем случае обеспечит 20% проживающих в доме, во-вторых, стартовая цена машино-места 1 млн рублей.

Он вспомнил, как «в 90-е годы было счастьем получить кусок земли в городе, чтобы сделать парковку на 50-60 машин, – золотое дно! Сейчас эти парковки стоят полупустые. Почему? Какой нормальный человек будет платить деньги, если он может поставить машину во дворе?! А мы все делаем для того, чтобы загнать автовладельца во двор».

– Правильно говорится, что возле домов должны быть только гостевые парковки, 10% от количества квартир, все остальное в шаговой доступности, – подчеркивает Юрий Чермашенцев. – Нужно создавать условия, чтобы предприниматель был заинтересован взять кусок земли, получить от нас как застройщиков в порядке долевого участия финансирование, построить паркинг и потом эксплуатировать. Застройщик не против увеличения норматива парковочных мест на одну квартиру. Мы против того, чтобы эти места были на земельном участке многоквартирного дома.

Участники организованного Думой Великого Новгорода круглого стола по проекту нормативов градостроительного проектирования пришли к выводу: документ должен быть серьезно доработан мэрией с участием застройщиков, проектировщиков, далее вынесен на публичное обсуждение и только после учета высказанных замечаний может быть предложен парламентариям на утверждение.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)