Компас для покупателя и бизнеса
Не задавят ли сетевики магазины шаговой доступности?
Обратиться к теме сохранения в микрорайонах города небольших продовольственных магазинов шаговой доступности просят наши читатели. Конкретно? Пару месяцев назад в редакцию пришло несколько обращений от жителей Колмова, недовольных тем, что вблизи жилых домов исчезли продовольственные магазины, если закупаться, то надо ехать на автобусе в гипермаркет. «Неужели органы власти не могут отрегулировать эти вопросы или подсказать бизнесу, где для них свободная ниша?» – спрашивают горожане.
– Действительно, в микрорайоне Колмово сложилось так, что одна из сетевых компаний, которая там работала, прекратила свою деятельность, – говорит первый заместитель главы администрации Великого Новгорода Юрий Пшеницын. – Это было решение собственников – закрыть свой бизнес. Но собственники другой сетевой компании рассмотрели этот микрорайон и в том же помещении, сделав в нем хороший ремонт, открыли магазин. Думаю, что ассортимент продуктов и их качество будут не хуже, чем у их предшественника. С этой точки зрения жители микрорайона получат качественное обеспечение продуктами питания.
В последние годы в городе развиваются в основном крупные форматы торговли, но для многих по-прежнему важно закупаться по соседству с домом, чтобы в шаговой доступности. Но бизнес тоже просчитывает, выгодно ли ему торговать именно в этом месте, каков в этом микрорайоне покупательский спрос. Неслучайно то там, то тут на двери появляется вывеска «Магазин закрыт».
Для обеспечения горожан товарами первой необходимости в строящихся многоэтажках первые этажи отводятся под коммерческое использование, в том числе для открытия магазинов шаговой доступности. Такая практика оправдывает себя, дает возможность развивать бизнес и удовлетворять запросы потребителей. Например, в развивающемся микрорайоне «Ивушки» вместе с новоселами «прописку» получают и предприниматели, открывшие торговые точки для реализации как продовольственных товаров, так и непродовольственных, сферы общественного питания.
– Кроме того, у нас узаконено размещение временных торговых объектов, – говорит Юрий Пшеницын. – На сайте администрации города вывешена утвержденная схема, где они могут располагаться, — это законное руководство к действиям комитета потребительского рынка и услуг. Места эти выбираются в зависимости от специфики города и запросов новгородцев как потребителей тех или иных товаров и услуг. Ежегодно проводятся аукционы на право размещения нестационарных объектов, причем преимущество у тех, кто уже имеет здесь временный объект, если считает для себя выгодным сохранить за собой торговую точку на этом месте, – муниципалитет предоставляет такую возможность. Выходят на аукцион, перезаключают договор и продолжают работать. Эта схема может видоизменяться, увеличиваться или, наоборот, сокращаться в зависимости от потребностей новгородцев.
– Кстати, если развивающийся микрорайон еще не обеспечен стационарными встроенными магазинами, а люди просят организовать реализацию товаров первой необходимости, в схему вносятся изменения, появляется новый адрес, проводятся торги, желающие выходят на них и по итогам размещают свою торговую точку, – продолжает первый вице-мэр. – Все на законных основаниях. И наоборот, есть микрорайоны, где достаточно открыто стационарных магазинов, а временные павильоны уже изжиты, торгуют товарами, потребности в которых уже и нет, морально устарели и своим видом портят облик города. Новгородцы обращаются в мэрию с просьбой убрать такие точки — рассматриваем возможность это сделать в рамках правового поля. Но предприниматели и сами понимают, что востребовано, а что — нет. Приоритетными являются новгородские товаропроизводители. Это компании «Лактис», «Новгородхлеб», «Трубичино», через фирменную торговлю которых реализуется до 40% продукции. Для них такая форма реализации товаров первой необходимости – большое подспорье. Люди же вправе выбирать — либо здесь покупать каждый день понемногу, либо реже, но в сетевом гипермаркете, – считает Юрий Пшеницын.
И добавляет, что мировая тенденция — сетевые магазины с огромным ассортиментом товаров, как правило, располагаются на окраине или за чертой города, где удобно парковаться, есть развлекательный сегмент, различные услуги и можно там провести значительную часть времени.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)