Вот такая история!

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.


Интеллектуально-исторический квест «Вот такаяистория!» продолжается. Вместе с вами, уважаемые читатели, разгадываем таинственные следы, оставленные в Великом Новгороде прошедшими веками

Признаться, мы удивились потоку ответов, поступивших в редакцию на вопрос про идола, затерявшегося в истории. Да каких ответов!
Этот идол (фото прилагалось к вопросу нашего конкурса) – персонаж знаменитого памятника «Тысячелетие России», его не сразу и заметишь, находится между Рюриком и Дмитрием Донским, выглядывая из-за поверженного ордынского воина, так что видны только его голова и поднятая левая рука, сжатая в кулак. Об этом написали наши постоянные конкурсанты Марина Келка, Татьяна Герасимова, Дмитрий Синчук, Светлана Егорова, Валерий Марков, а также новички, недавно присоединившиеся к состязанию новгородских краеведов, Михаил Баранов, Марина Прибыткина, Алена Ермолина, Дмитрий Самсонов, Светлана Смирнова. А коренная новгородка Градислава Иосифовна Бакочина сообщила, что «практически лично знакома с этим идолом». В 1944 году она со своей матерью вернулись в освобожденный после оккупации Новгород, жили в одном из помещений кремля. «Вместе с другими «кремлевскими» детьми наблюдали, как собирали и восстанавливали памятник «Тысячелетие России». А когда играли в прятки, мы с ребятами нашли в кустах неподалеку эту фигуру, она словно спряталась от всех. Мы сказали про идола взрослым, кто работал на памятнике, и указали место», – вспоминает
Г. И. Бакочина.
Спасибо всем, кто ответил на вопрос. В ваших ответах много интересного об истории создания памятника «Тысячелетие России» (авторы проекта: скульп­торы М. О. Микешин (1835–1896),
И. Н. Шредер (1835–1908), архитектор В. А. Гартман (1834–1873).
История России началась с языческих времен. Валентин Самойлов предложил небольшой экскурс в прошлое, в историю новгородского язычества, «иначе трудно понять появление на памятнике этого персонажа, который притаился в центре Великого Новгорода и наблюдает за нами исподтишка».
«Если внимательно посмотреть на средний ярус фигур памятника, а еще лучше – подпрыгнуть, то по левую руку от Рюрика, в углублении, под шаром, можно увидеть идола, над его головой – лучистый кокошник, знаменующий языческую религию древних славян. Его заслоняет фигура лежащего татарина, из-за спины которого идол показывает кулак. Вроде бы предполагалось при изготовлении памятника в этот кулак вложить сноп колосьев, но этого по каким-то причинам осуществлено не было. А может быть, он нам шлет какие-то свои языческие угрозы? А вот если еще попытаться заглянуть за ногу стоящего Рюрика, то можно на груди идола увидеть изваяние бычьей головы. Как мне кажется, – пишет наш конкурсант, – Микешин, размышляя над темой реализации в памятнике значения принятия христианства на Руси (образ князя Владимира с крестом, женщина, протягивающая ребенка для крещения), понимал, что Крещение Руси – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации, потому эти образы он и осуществил величественными и более значимыми. Но, возвеличивая таким образом значение христианства, он помнил о том, что огромный пласт языческой культуры, носителем которой был простой народ, плавно мигрировал в новую веру и в ней укоренился. В связи с этим Микешин и создал образ идола, но поместил его за фигурами, почти незаметным для наблюдателей, как символ ушедшей языческой эпохи. Часть историков считает, что это – Перун, другая часть – Велес. Я склоняюсь к мнению вторых – это Велес (перешедший в христианство как св. Власий, покровитель скота, «скотий бог», в Новгороде сохранились храмы св. Власия). На это указывает изображение на его груди бычьей головы». Такого же мнения и Татьяна Герасимова: «На макете памятника, выполненном Микешиным, где идол не закрыт фигурой Рюрика, на его груди мы видим голову быка. А бык, наряду с медведем, – символ Велеса».
По легенде, когда землю покрыла на многие века тьма, то все стада животных разбежались и человечество было обречено на голодную смерть. Бог Велес спас людей, подарив им огонь и собрав стада. Поэтому древние славяне чтили Велеса особо. Его также называли богом торговли и богатства, покровителем славян, он почитался всеми славянскими группами (Перун, например, был только покровителем княжеского войска, т. е. связанным с оружием). Размещенный на памятнике идол является языческим богом Велесом, почти забытым русским народом.
Вообще-то на монументе идолов два, сообщили участники конкурса. Второй находится на том же ярусе памятника – Перун в руках славянина, который хочет переломить языческого идола, так как принял христианство.
Впрочем, и вопросов оказалось два. Откуда взялась строка («Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?»), выведенная в заголовок вопроса? Светлана Смирнова отмечает, что это из стихотворения Михаила Лермонтова, написанного в 1832 году:
Приветствую тебя, воинственных славян
Святая колыбель! Пришлец
из чуждых стран,
С восторгом я взирал
на сумрачные стены,
Через которые столетий перемены
Безвредно протекли; где
вольности одной
Служил тот колокол на башне
вечевой,
Который отзвонил ее уничтоженье
И сколько гордых душ увлек в свое паденье!
— Скажи мне, Новгород, ужель
их больше нет?
Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?
И еще несколько слов о памятнике. Татьяна Герасимова нашла сведения о том, «что когда Микешин получил распоряжение изготовить модели фигур среднего яруса в 1/5 величины, встал вопрос о мастерской для этой цели. С большим трудом и только ввиду срочности работ ему было выделено помещение в Академии художеств. Для этого, как уведомлял вице-президент Академии художеств князь Гагарин, пришлось приостановить живописные работы для строившегося тогда в Москве храма Христа Спасителя».
Светлана Смирнова написала, что фигуру Велеса (а также и Рюрика) выполнял академик скульптуры Павел Степанович Михайлов.
Теперь новое задание.

ВОПРОС: На этом месте в ñредневековье собирались «пошлые люди», чем и прославили его на века. На протяжении столетий церковь служила не только местом для богослужений, но и этому своему особому предназначению. Что за церковь? И в чем заключалась ее вторая, мирская роль?

Напомним, исторический квест выходит на страницах городского еженедельника два раза в месяц. Специалисты новгородского музея-заповедника готовят для вас вопрос с иллюстрацией-подсказкой, которая направит на нужный след в поиске ответа. Любой из вас может попробовать свои силы в состязании знатоков, а оценивать присылаемые в редакцию ответы будут эксперты музея вместе с журналистами.
Итоги конкурса-квеста, организованного новгородским музеем-заповедником и редакцией газеты, будут объявлены в конце года, победителей ждут призы. Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу: Воскресенский бульвар, 10, каб. 1.