Вот такая история!

02.08.2018

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Интеллектуально-исторический квест «Вот такая история!» продолжается. Его организаторы – Новгородский музей-заповедник и редакция газеты «Новгород». Напомним, два раза в месяц на страницах нашей газеты под рубрикой «Конкурс» выходит подготовленный музейщиками вопрос с фотоподсказкой, которая направит на нужный след в поиске ответа. Любой из вас может попробовать свои силы в состязании знатоков.

В предыдущем выпуске была размещена фотография церкви, примечательной и тем, что когда-то в ней собирались «пошлые люди». Что это за церковь и в чем заключалась ее вторая, мирская роль? Все участники конкурса прислали правильные ответы, сообщив, что на фотографиях, приложенных к вопросу, церковь Иоанна Предтечи на Опоках (на камнях), которая находится на Торговой стороне, в северной части Торга и Ярославова дворища. У церкви имелись и другие названия: Рождества Иоанна Предтечи в Торгу (связано с ее расположением в центре Торга), на Петрятине дворе (на частной территории двора некоего Петряты).
История строительства храма связана с именем князя Всеволода Мстиславича (сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха) и его маленького сына Ивора (христианское имя Иоанн). Последний во время двухлетнего отсутствия отца был посажен своевольными новгородцами на княжеский престол, от имени этого трехлетнего мальчика подписывались и скреплялись печатями важные княжеские документы. Такими действиями новгородцы стремились вырастить себе «своего» князя. Но, вернувшись из Киева, Всеволод снова занимает престол, пересадив Ивора себе на колени, а в честь сына в 1127 году закладывает каменную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Через год малыш умер, так и не вкусив «взрослого» княжения.
Князь Всеволод передал храм в распоряжение общины самых богатых новгородских купцов, торговавших воском, – вощников (называлась «Иванское сто»), а уставной грамотой были определены условия приема в эту братчину — вступительный взнос в 50 гривен серебра (около 10 кг). Но зато «пошлые» (уплатившие пошлину-взнос) купцы получали большие привилегии, а за счет взносов содержалось духовенство храма.
Итак, «пошлые люди» – это очень богатые купцы средневекового Новгорода, объединившиеся в общину «Иванское сто», уплатившие вступительную пошлину и собиравшиеся в церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Об этом написали Светлана Смирнова, Валентин Самойлов, Марина Прибыткина, Дмитрий Синчук, Ольга Машина, Татьяна Герасимова, Марина Келка, Валерий Марков, Дмитрий Самсонов и другие конкурсанты.
Из сохранившегося древнего «Рукописания князя Всеволода» следует, что князь утверждает в построенном им соборе официальный центр новгородской торговли. На протяжении многих лет церковь служила не столько местом для богослужения, сколько своеобразной биржей для торговых сделок и операций. Новгородцы молились в церквях, но не страдали религиозным фанатизмом и, будучи весьма практичными людьми, использовали культовые здания для хозяйственных нужд. Известно, что подцерковье служило складом гильдии для свечей и фимиама, а в притворе были установлены весы, и только здесь разрешалось взвешивать воск и мед. Пошлина за взвешивание – «весчее» – при продаже шла в иванскую казну, которая тоже хранилась в храме. Здесь же находились эталоны мер: «локоть иванский» – для измерения длины, «медовый пуд», «гривенка рублевая» — для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы (весы) вощаные», за пользование которыми также взималась плата. Здесь заседал торговый суд, который разбирал торговые конфликты, возникавшие между новгородскими и иностранными купцами.
«Если Торг был деловым центром Новгородской земли, то церковь Иоанна на Опоках – деловым пупом земли Новгородской», – отмечает наша постоянная конкурсантка Татьяна Герасимова. К 1453 году церковь сильно обветшала, по велению архиепископа Евфимия II была почти полностью разрушена и возведена заново на старой основе в прежних формах и с использованием первоначального материала.
Татьяна Герасимова и Валентин Самойлов приводят сведения о том, что в начале 1930-х годов этот храм был закрыт для богослужений и передан музею для хранения музейных фондов. В частности, там хранилось собрание краеведа В. С. Передольского и коллекция икон (около 3000 экз.), собранных в закрытых храмах и монастырях. Эвакуировать хранилище не успели. В сентябре 1941 года во время обстрела в здание попал снаряд. В возникшем пожаре погибли все иконы и все, что находилось в храме.
До нас дошел многослойный облик, имеющий поздние перестройки в XVI, XVII, XIX вв. и реставрацию после разрушений во время Великой Отечественной войны. «На центральном прясле южного фасада, на уровне второго этажа, сохранился каменный вкладной крест, – добавляет Валентин Самойлов. – На центральной апсиде, на уровне второго яруса, имеется полуциркульная ниша с изображением Христа (XIX в.). Однако В. П. Ласковский в Путеводителе 1910 года сообщает, что «против горнего места, на наружной стене храма, в особой нише, под карнизом, имеется древнее настенное изображение Иоанна Предтечи, указующего в чаше на Предвечного Младенца. При нем предстоят святители Никита и Иоанн, а ниже Предтечи – изображение
Господа Саваофа с двумя ангелами». Вполне возможно, все, что осталось от этого изображения, и удалось сохранить до сих пор».
Вот такую историю поведали нам народные краеведы про «пошлое место». Спасибо всем участникам конкурса. Теперь новое задание.

ВОПРОС:  Погруженный в тяжелые раздумья, этот бронзовый мизантроп – чужак на Новгородской земле. Не допущенный в XIX веке представлять самодержавие в скульптурной летописи России, он вернулся в Новгород в XX веке, понурым изваянием обосновавшись в музейном зале. Кто он? Где этот зал?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Приглашаем наших читателей принять участие в конкурсе. Включиться в него можно на любом этапе.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.