Вот такая история!

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Интеллектуально-исторический квест «Вот такая история!» продолжается. Его организаторы – Новгородский музей-заповедник и редакция газеты «Новгород». Напомним, два раза в месяц на страницах нашей газеты под рубрикой «Конкурс» выходит подготовленный музейщиками вопрос с фотоподсказкой, которая направит на нужный след в поиске ответа. Любой из вас может попробовать свои силы в состязании знатоков.

В предыдущем выпуске была размещена фотография церкви, примечательной и тем, что когда-то в ней собирались «пошлые люди». Что это за церковь и в чем заключалась ее вторая, мирская роль? Все участники конкурса прислали правильные ответы, сообщив, что на фотографиях, приложенных к вопросу, церковь Иоанна Предтечи на Опоках (на камнях), которая находится на Торговой стороне, в северной части Торга и Ярославова дворища. У церкви имелись и другие названия: Рождества Иоанна Предтечи в Торгу (связано с ее расположением в центре Торга), на Петрятине дворе (на частной территории двора некоего Петряты).
История строительства храма связана с именем князя Всеволода Мстиславича (сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха) и его маленького сына Ивора (христианское имя Иоанн). Последний во время двухлетнего отсутствия отца был посажен своевольными новгородцами на княжеский престол, от имени этого трехлетнего мальчика подписывались и скреплялись печатями важные княжеские документы. Такими действиями новгородцы стремились вырастить себе «своего» князя. Но, вернувшись из Киева, Всеволод снова занимает престол, пересадив Ивора себе на колени, а в честь сына в 1127 году закладывает каменную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Через год малыш умер, так и не вкусив «взрослого» княжения.
Князь Всеволод передал храм в распоряжение общины самых богатых новгородских купцов, торговавших воском, – вощников (называлась «Иванское сто»), а уставной грамотой были определены условия приема в эту братчину — вступительный взнос в 50 гривен серебра (около 10 кг). Но зато «пошлые» (уплатившие пошлину-взнос) купцы получали большие привилегии, а за счет взносов содержалось духовенство храма.
Итак, «пошлые люди» – это очень богатые купцы средневекового Новгорода, объединившиеся в общину «Иванское сто», уплатившие вступительную пошлину и собиравшиеся в церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Об этом написали Светлана Смирнова, Валентин Самойлов, Марина Прибыткина, Дмитрий Синчук, Ольга Машина, Татьяна Герасимова, Марина Келка, Валерий Марков, Дмитрий Самсонов и другие конкурсанты.
Из сохранившегося древнего «Рукописания князя Всеволода» следует, что князь утверждает в построенном им соборе официальный центр новгородской торговли. На протяжении многих лет церковь служила не столько местом для богослужения, сколько своеобразной биржей для торговых сделок и операций. Новгородцы молились в церквях, но не страдали религиозным фанатизмом и, будучи весьма практичными людьми, использовали культовые здания для хозяйственных нужд. Известно, что подцерковье служило складом гильдии для свечей и фимиама, а в притворе были установлены весы, и только здесь разрешалось взвешивать воск и мед. Пошлина за взвешивание – «весчее» – при продаже шла в иванскую казну, которая тоже хранилась в храме. Здесь же находились эталоны мер: «локоть иванский» – для измерения длины, «медовый пуд», «гривенка рублевая» — для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы (весы) вощаные», за пользование которыми также взималась плата. Здесь заседал торговый суд, который разбирал торговые конфликты, возникавшие между новгородскими и иностранными купцами.
«Если Торг был деловым центром Новгородской земли, то церковь Иоанна на Опоках – деловым пупом земли Новгородской», – отмечает наша постоянная конкурсантка Татьяна Герасимова. К 1453 году церковь сильно обветшала, по велению архиепископа Евфимия II была почти полностью разрушена и возведена заново на старой основе в прежних формах и с использованием первоначального материала.
Татьяна Герасимова и Валентин Самойлов приводят сведения о том, что в начале 1930-х годов этот храм был закрыт для богослужений и передан музею для хранения музейных фондов. В частности, там хранилось собрание краеведа В. С. Передольского и коллекция икон (около 3000 экз.), собранных в закрытых храмах и монастырях. Эвакуировать хранилище не успели. В сентябре 1941 года во время обстрела в здание попал снаряд. В возникшем пожаре погибли все иконы и все, что находилось в храме.
До нас дошел многослойный облик, имеющий поздние перестройки в XVI, XVII, XIX вв. и реставрацию после разрушений во время Великой Отечественной войны. «На центральном прясле южного фасада, на уровне второго этажа, сохранился каменный вкладной крест, – добавляет Валентин Самойлов. – На центральной апсиде, на уровне второго яруса, имеется полуциркульная ниша с изображением Христа (XIX в.). Однако В. П. Ласковский в Путеводителе 1910 года сообщает, что «против горнего места, на наружной стене храма, в особой нише, под карнизом, имеется древнее настенное изображение Иоанна Предтечи, указующего в чаше на Предвечного Младенца. При нем предстоят святители Никита и Иоанн, а ниже Предтечи – изображение
Господа Саваофа с двумя ангелами». Вполне возможно, все, что осталось от этого изображения, и удалось сохранить до сих пор».
Вот такую историю поведали нам народные краеведы про «пошлое место». Спасибо всем участникам конкурса. Теперь новое задание.

ВОПРОС:  Погруженный в тяжелые раздумья, этот бронзовый мизантроп – чужак на Новгородской земле. Не допущенный в XIX веке представлять самодержавие в скульптурной летописи России, он вернулся в Новгород в XX веке, понурым изваянием обосновавшись в музейном зале. Кто он? Где этот зал?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Приглашаем наших читателей принять участие в конкурсе. Включиться в него можно на любом этапе.