Тепло любит счет

В период летней жары самое время поговорить о том, чтобы было тепло в наших квартирах зимой. И сколько за это заплатим.

С этого месяца новгородцы начали получать квитанции за коммунальные услуги с расчетами по новым тарифам. Они возросли, в том числе плата за отопление и горячую воду. И сразу вопрос: почему? О тарифах на тепло и ситуации в теплоэнергетическом комплексе города мы беседуем с заместителем генерального директора
по развитию ООО «ТК Новгородская» Юрием МАЛАНИНЫМ.

– Юрий Сергеевич, из каких показателей складывается тариф на отопление и горячую воду?
– Тариф – это стоимость производства какой-либо услуги. В теплоснабжении в первую очередь учитываются энергоносители – это газ, электричество, вода. Любая услуга невозможна без тех, кто ее поставляет. Таким образом, в тариф включены трудовые ресурсы – заработная плата персоналу и налоговые отчисления, связанные с ней. Это две основные составляющие любой коммунальной услуги. Еще в тарифе учитываются расходы на ремонт оборудования, тепловых сетей, а также общезаводские расходы, в том числе транспорт, связь.

– Почему повышается тариф на теплоснабжение?
– Повышение тарифа связано с инфляционными процессами в экономике. Это реальное повышение стоимости всех составляющих тарифа. Растет цена на газ, электричество, воду. Еще одна важная составляющая — заработная плата работников, обеспечивающих теплоснабжение города. В городе трудятся более 600 работников ООО «ТК Новгородская» – это операторы котельных, электрогазосварщики, электромонтеры, слесари, мастера производственных участков. ООО «ТК Новгородская» присоединилось к отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ, в соответствии с которым мы обязаны ежегодно индексировать заработную плату нашим сотрудникам с учетом уровня инфляции и не ниже. Хотим мы или нет, но мы зависим от этих процессов. Повышение тарифа в Великом Новгороде с 1 июля 2018 года – это отдельный случай. Он связан и с инфляцией, и с реализацией инвестиционной программы модернизации объектов теплоснабжения.

– Почему решено было передать теплоэнергетический комплекс города в концессию? И почему для ее реализации администрация города выбрала именно ООО «ТК Новгородская»?
– Вопрос о заключении концессии возник только по одной причине – из-за отсутствия возможности развития городской системы теплоснабжения. На тот момент МУП «Теплоэнерго» имело достаточно серьезные долги за энергоносители, для погашения которых привлекались заемные денежные средства, что только ухудшало финансовую ситуацию. Если не принимать меры, то кредиторы, то есть собственники предприятий  –  поставщиков энергоресурсов, могли подать в суд на банкротство муниципального предприятия. Далее было бы введено конкурсное управление, соответственно, возникали риски потерь муниципалитетом части своего имущества. Необходимо было принять решение – либо выделить денежные средства из бюджета города МУПу для оплаты долгов, либо заключить концессионное соглашение с потенциальным инвестором, который помог бы сохранить стратегически важный для жизни города комплекс и способствовал бы его развитию. Администрация города не могла профинансировать МУП из бюджета из-за недостатка денежных средств, поэтому оставался только второй вариант.
Администрация города разработала техническое задание на основании схемы теплоснабжения, в котором представлено видение развития городской системы теплоснабжения, указаны объекты, требующие техперевооружения. Модернизация оценена в 2 млрд рублей. До начала конкурсных процедур на основании технического задания администрации города комитет по ценовой и тарифной политике установил предельный индекс роста тарифа на исполнение условий концессионного соглашения. Об этом говорилось начиная с 2014 года.
Согласно конкурсной документации концессионер обязан гарантированно обеспечивать теплом и горячей водой жителей города, модернизировать оборудование и возвратить его через 25 лет муниципалитету. Кроме того, оплачивать ежегодно концессионный платеж в бюджет города в размере 70 млн рублей.
Заявились на конкурс, напомню, две организации – ТГК-2 из Ярославля и наша, «ТК Новгородская» – по результатам она и была признана победителем. А дальше — все в соответствии с концессионным соглашением, выполнение которого строго контролируется и на уровне города, и на уровне соответствующих структур области.

– Изменились ли условия роста предельного индекса тарифа на теплоснабжение в соответствии с теми, которые были утверждены комитетом по ценовой и тарифной политике?
– Нет, не изменились. В 2018 году рост составит 12,3% – на отопление и 11,2% – на горячую воду. В таком размере это единоразовое повышение. В последующие годы темп роста тарифа будет значительно ниже: в 2019 году – 6,35%, в 2020 – 6,45%, в 2021 – 6,35%, в 2022 – 3,65%, в 2023 – 0,47%, в 2024 – 0,23%. Хочу отметить, что начиная с 2022 года рост тарифов будет ниже инфляционного уровня. Таким образом, достигается задача по стабилизации роста тарифа.
Подчеркну еще раз, что ООО «ТК Нов­городская» является исполнителем той задачи, которую поставил перед собой муниципалитет. Концессионер обязан выполнять план капитальных вложений, план модернизации и техперевооружения теплового хозяйства, план капитального ремонта оборудования и тепловых сетей. Соответственно, тарифы, которые установил комитет по ценовой и тарифной политике, являются гарантией прихода инвестора и привлечения инвестиций в развитие.

– Уместно напомнить, какие мероприятия по модернизации оборудования выполнены в рамках концессионного соглашения, и сказать, что еще предстоит сделать.
– Первый этап концессионного соглашения в 2017 году включал техническое перевооружение девяти котельных с износом оборудования более 80%. Работы выполнены качественно и в срок, что проверено зимними холодами. Энергоэффективное современное оборудование позволило снизить нормы потребления газа, за счет автоматизации сокращен обслуживающий персонал, соответственно – расходы на заработную плату. В этом году ведутся работы по техперевооружению котельной № 37 в Деревяницах и установке двух блок-модулей в Кречевицах и Волховском. Это обеспечит надежное теплоснабжение потребителей.

– Передача такого серьезного комплекса в концессию — это, наверное, в городе первый опыт решения масштабной проблемы. На ваш взгляд, есть ли какие-то ошибки в реализации концессии, можно ли их исправить?
– Концессия заключена на 25 лет, и мы стремимся отработать этот период качественно, чтобы затем передать в работоспособном состоянии имущество обратно концеденту. Сами же живем в этом городе и понимаем степень ответственности за выполняемую работу. Конечно, недочеты и нюансы существуют всегда, поскольку это производственный процесс. Не допускает ошибок только тот, кто не работает. Возникают какие-то проблемы — устраняем, принимаем меры, чтобы даже небольшие ошибки не повлекли за собой более серьезные. Вносятся изменения в схему теплоснабжения города и в техническое задание к концессионному соглашению. И это, считаю, нормальный производственный процесс. Кстати, о цене вопроса. Мы тщательно просчитываем все расходы и ищем варианты, как эффективно использовать денежные средства. Например, нашли реальную возможность при реконструкции некоторых объектов сэкономить деньги и направить их на техперевооружение дополнительно еще четырех котельных. Таким образом, количество объектов модернизации увеличивается, а значит, положительно скажется на надежности теплоснабжения горожан.

– Горожане, в квартирах которых есть счетчики на горячую воду, уже знают: меньше расход — меньше придется платить. А как сэкономить на отоплении?
– На отоплении это тоже возможно. Установка узла погодного регулирования при наличии общедомового узла учета тепла позволяет сэкономить. Кроме того, проведение в жилом здании энергосберегающих мероприятий, прежде всего по содержанию внутридомовых сетей, фасадов зданий и пр.

– Сколько с 1 июля т. г. стоит отопление в месяц, к примеру, для однокомнатной квартиры площадью 33 квадратных метра?
– Стоимость отопления в однокомнатной квартире площадью 33 квадратных метра с 1 июля 2018 года – 1062 рубля, рост составляет 118 рублей. Много это или мало? Это можно сопоставить со стоимостью пачки сигарет для тех, кто курит, или одной поездки на такси… Или сравним стоимость всех коммунальных услуг в месяц. К примеру, в стоматологической клинике вы проведете 40 минут, вылечите зуб и заплатите за него 5 тысяч рублей. Примерно столько же составляет стоимость всех коммунальных услуг в двухкомнатной квартире за месяц. Мы привыкли к комфорту в своих домах. И не берем во внимание тот факт, что коммунальные услуги – отопление, холодную и горячую воду, газ, электричество мы получаем 30 дней, 24 часа в сутки, 720 часов в месяц. За этим стоит работа нескольких ресурсоснабжающих организаций, сотни работников, профессионально подготовленных, круглосуточно следят за надежной работой сложных систем тепло-, электро-, газоснабжения. В случае аварийной ситуации их главная задача – устранить неполадку, сделать все, чтобы как можно скорее вернуть уют в дома новгородцев.