Обыкновенное чудо

Гости признавались, что приехали приобщиться к чуду, которое называется каменная летопись Древней Руси.

На минувшей неделе ведущие российские и итальянские реставраторы в Великом Новгороде делились опытом работы по сохранению монументальной настенной живописи.

– Для нас важно, что все это происходит в Великом Новгороде. Этот город – живая энциклопедия русской древней культуры и истории. Это живая энциклопедия настенной живописи с множеством знаменитых памятников и проблем памятников, которые рождены трагической историей в результате вой­­ны. Это история знаменитых открытий и решений, связанных с громадным опытом потрясающих раскопок в Юрьевском монастыре, в Благовещенском соборе, возрождения фресок буквально из кусочков, – так пояснил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, почему именно в нашем городе собрались на минувшей неделе более 40 ведущих российских и итальянских реставраторов, ученых, руководителей музеев и профильных институтов для обмена опытом по исследованию и сохранению монументальной настенной живописи.

Сами гости признавались, что приехали приобщиться к чуду, которое называется каменная летопись древней Руси.

Организаторы двухдневного российско-итальянского семинара, являющегося частью большого проекта «Эрмитаж – Италия», – Новгородский музей-заповедник, Государственный Эрмитаж, центр Эрмитаж-Италия и Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге. Администрация Великого Новгорода также поддержала мероприятие, предоставив участникам современный и удобный конференц-зал мэрии. О том, что наш город богат древнерусскими памятниками, привлекающими туристов, что город был и остается гостеприимным, всегда рад встрече с новыми и старыми его друзьями, говорил, приветствуя участников семинара, первый вице-мэр Юрий Пшеницын.

Открывая встречу, генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева отметила, что фресковая живопись сохранена в более 30 новгородских памятниках, 24 из которых на балансе музея-заповедника. Создание современной системы мониторинга, хранения, реставрации, изучения, популяризации таких уникальных объектов XII-XVII веков — задачи, которые решает Центр реставрации монументальной живописи. Создан он в 2015 году на площадке Новгородского музея-заповедника и объединил многолетний опыт новгородской реставрационной школы, где применяются уникальные авторские методики реставрации руинированной монументальной живописи. Здесь работают известные новгородские специалисты Татьяна Ромашкевич, Тамара Анисимова, всю свою жизнь посвятившие этому делу, и сейчас они являются наставниками для молодых профессионалов.

Благодаря реставраторам сегодня во всем своем величии предстают Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря (1119 г.), церковь Спаса Преображения на Нередице (1198 г.), церковь Успения на Волотовом поле (1363 г.), церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.), церковь Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117 г.), завершается беспрецедентная реставрация церкви Благовещения на Городище (XII в.).

Участники семинара ознакомились с этими и другими памятниками, поделились впечатлениями от увиденного и обсудили проблемы сохранения культурного наследия. Так, итальянские исследователи рассказали о реставрации шедевров эпохи Возрождения и сохранении настенной живописи Ватикана. Важный акцент на то, что «реставратор вмешивается в искусство древних, и до какой степени это можно, а когда нельзя, и чем руководствоваться при принятии решения – эти вопросы постоянно стоят перед реставраторами».

Есть и другая проблема, с которой сталкиваются специалисты. Михаил Пиотровский назвал это проблемой стресса, который испытывают фрески от большого количества посетителей музеев и памятников. Задачу сбережения фресок от наплыва туристов он назвал очень тонкой, в решении которой важную роль играет музей: он регламентирует количество посетителей, часы работы и прочие условия. «Это серьезная вещь, и должен быть правильный баланс: должно быть доступно, но на условиях, которые определяет сам музей».

По словам директора Института культуры Италии в Санкт-Петербурге Паолы Чони, семинар – это не единственное мероприятие, которое проводится в Великом Новгороде. С ректором Новгородского университета обсуждались возможности организовать здесь Итальянский центр, в котором могли бы учиться итальянские студенты: «Город прекрасный, гостеприимный. Мой долг как директора Института культуры Италии в Санкт-Петербурге помочь этой идее осуществиться».
Первый советник посольства Италии в Москве Вальтер Феррара, впервые приехавший в Новгород, отметил, что «абсолютно очарован, поражен, удивлен тем, что здесь увидел. И это не только красота окружающей среды, но и гостеприимство людей. Поэтому я уверен, что есть все условия, чтобы продолжить еще более интенсивное сотрудничество. И посольство Италии готово во всем этому содействовать».

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)