Вот такая история!

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Круг народных краеведов – участников нашего интеллектуально-исторического квеста «Вот такая история!», несмотря на лето, дачи, отпуска, расширяется, появляются новые конкурсанты. Имена отличившихся обязательно появятся в газете «Новгород», а в конце года редакция и Новгородский музей-заповедник, организовавшие этот проект, объявят имена победителей марафона.

Напомним, подборка «Вот такая история!» выходит два раза в месяц. Специалисты новгородского музея-заповедника готовят для вас вопрос с иллюстрацией-подсказкой, которая направит на нужный след в поиске ответа. Любой из вас может попробовать свои силы в состязании знатоков, а оценивать присылаемые в редакцию ответы будут эксперты музея вместе с журналистами.
В прошлый раз задание сопровождалось фотографией скульптуры мрачного мизантропа – чужака на Новгородской земле. Не допущенный в XIX веке представлять самодержавие в скульптурной летописи России, он вернулся в Новгород в XX веке понурым изваянием, обосновавшимся в музейном зале. Спрашивалось: кто это? и где находится скульптура?
«Ивана Грозного узнал сразу. Но чтобы выяснить, в каком зале и музее находится это редкое изваяние Марка Антокольского, пришлось повозиться. Итак, самый грозный царь-батюшка приютился в здании Дворянского собрания в Музее изобразительных искусств на 2-м этаже в 5-м зале (зал передвижников). А вот откуда прибыл – узнать не удалось», – написал постоянный участник конкурса Валерий Марков. Также правильные ответы прислали Ольга Машина, Дмитрий Самсонов, Марина Келка, Татьяна Герасимова. Они отмечают, что на памятнике Тысячелетию России нет фигуры Ивана Грозного. Было решено, что ему не место в Новгороде, где в 1570 году царь учинил чудовищную расправу над новгородцами, заподозрив их в измене, а также для «законного» овладения богатствами самого зажиточного города Руси в период затратной Литовской войны. «И хотя основным замыслом памятника Тысячелетию России оставалась идея «самодержавия», правительство с одобрения царя Александра II не хотело обнажать самые позорные его стороны. В XIX веке Иван Грозный вызывал в народе (да и в высших кругах страны) гнев и ужас, а в обществе сложился его образ как свирепого правителя, особенно среди новгородцев, город которых он подвергал неоднократному разорению», – отмечает Валентин Самойлов. Он подробно написал, какие события повлияли на решение Ивана Грозного покарать новгородцев, об истории создания скульптуры и ее появления в Новгородском музее. «К неоднозначной личности Ивана Грозного обратился в своем творчестве русский скульптор-реалист Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский (1843—1902 гг.), увлекшийся русской историей во время обучения в Академии художеств, – читаем в ответе Светланы Смирновой. – Собственное видение и понимание Грозного как человека необузданных страстей, умного и жестокого, властного и деспотичного он передает в своем первом большом произведении на тему русской истории – в статуе «Иван Грозный» (1870 г.). За эту работу автор получил высшую награду – звание академика, а статую приобрел для Эрмитажа император Александр II».
Гипсовый вариант скульптуры экспонировался на первой выставке передвижников в 1871 году. Работа имела огромный успех и вызвала восторженные отзывы современников, которые отмечали: «Антокольский в один день стал русской гордостью и знаменитостью». Появились заказы на воспроизведение статуи в разных материалах. Так, в Русском музее Петербурга «Иван Грозный» (поступил в 1897 г. из Эрмитажа) — бронзовый, а в Москве (Третьяковская галерея, 1875 г.) — мраморный (материал предпочитал Третьяков). Гипсовая копия с «Ивана Грозного» была приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне.
Успешные произведения Антокольский тиражировал. В 1870-х годах, находясь в Риме, скульптор создал несколько голов статуи Грозного в разных материалах. Отлитая в 1874 году в римской бронзолитейной мастерской голова Грозного размерами 50х34х30, фото которой было в газете, является одним из таких повторений. «В отличие от большой статуи, где царь представлен сидящим в кресле, бронзовый бюст носит камерный характер, – пишет Валентин Самойлов. – Образ царя лишен привычной помпезности, государь облачен в монашеское одеяние, на голове надета скуфья. Он изображен в момент тяжелых раздумий, скорее подавлен, нежели гневен. Скульптор писал о своем герое: «В нем дух могучий, сила большого человека, сила, перед которой вся русская земля трепетала. День он проводил, смотря на пытки и казни, а по ночам, когда усталая душа и тело требовали покоя, у него пробуждалась совесть, сознание и воображение, они терзали его, и эти терзанья были страшнее пытки…
Он мучился и сам страдал».
В России в музеях находится таких «голов» несколько: в запасниках Исторического музея, в Саратовском государственном музее имени А. Н. Радищева, есть они и за границей.
Если кого заинтересовал этот образ — есть повод отправиться в музей. Спасибо всем участникам конкурса. Теперь новое задание.

ВОПРОС:  Эти вековые дубы еще помнят хозяйку здешней усадьбы. Вся ее жизнь овеяна тайной. Блистательная светская дама и паломница. Душеприказчица и гуманистка. Наследница многомиллионного состояния, раздавшая его на благотворительность. Кто она?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. «Хочу поблагодарить пресс-службу новгородского музея-заповедника и редакцию городской газеты за организацию такого познавательного конкурса. Прошлогодний цикл историй был очень интересный, я их просто читала. В этом году вопросы и иллюстрации к ним очень интригуют, захотела сама по­участвовать в конкурсе, расширить свой кругозор. Но под рукой источников нужной информации немного, да и в интернете тоже. Мой дебют (если так можно выразиться) в конкурсе оказался неудачным — про храм с уникальными фресками я неправильно написала. В поисках ответа на очередной вопрос конкурса-квеста «Вот такая история!» обратилась в отдел краеведения областной библиотеки и в библиотеку центра «Диалог». Какие прекрасные специалисты там работают! Большое им спасибо за помощь, оказанную мне при подготовке ответа для вашего конкурса.
Марина Викторова».