Дом с бельведером

Новгородские журналисты познакомились с ходом работ по реставрации усадьбы в Витославицах.

Легкая надстройка-башенка с широкими окнами, или бельведер, появится на крыше дома графини Орловой-Чесменской в процессе его реставрации. В основу реставрации усадьбы, дома и восстановления его интерьеров положены планы и описи первой половины XIX века.

Идея включить усадебные объекты в большой реставрационный проект по Витославлицам, говорит заведующая музеем деревянного зодчества Олеся Гаврилова, появилась давно — музей существует на территории, история которой тесно связана с именем знаменитой женщины первой половины XIX века — графини Анны Орловой-Чесменской. Усадьбу около Юрьева монастыря графиня купила в 1828 году. Здесь в октябре 1848 года Анна Алексеевна скоропостижно скончалась. Смерть была внезапной, дом был сразу полностью описан жандармерией. Эта опись хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Новгородский музей-заповедник имеет копию документа.
– Список огромный. Детально описаны все помещения: какие окна, шторы, какая мебель и где она стоит, сколько рожков имеют светильники и т.д., – рассказывает Олеся Гаврилова. – С особой тщательностью описаны помещения второго этажа, где были жилые комнаты графини, – предметы декоративно-прикладного искусства, книги в огромном количестве, иконы, на каких местах они находились. Таким образом, мы имеем четкую научную основу не только для реставрации дома, но и для восстановления его интерьеров, для создания хорошей экспозиции.
После реставрации жилые помещения второго этажа – парадные залы, гостиные, спальня и кабинет – будут воссозданы и посвящены непосредственно проживанию здесь графини, истории рода Орловых-Чесменских, дворянскому быту 30–40 годов XIX века.
В интерьерах будут представлены все мемориальные вещи, которые принадлежали графине и хранятся в фондах музея-заповедника. К сожалению, во время Второй мировой
войны многое было утрачено. Так, из мебели не осталось ничего. Сохранилось много предметов декоративно-прикладного искусства, книг.
Одна из гостиных второго этажа будет отведена под коллекцию предметов из Юрьева монастыря, которые являются вкладами Анны Алексеевны в этот монастырь.
– Это будет своего рода «золотая кладовая». С очень интересной подачей, с новыми экспозиционными решениями, – говорит Олеся Гаврилова. – Вклады Анны Алексеевны в Юрьев монастырь были серьезными, они сохранились в фондах музея.
Первый этаж музейщики планируют оставить для этнографических экспозиций и передвижных выставок этнографической направленности.
Это единственная усадьба первой половины XIX века, сохранившаяся на территории области, подчеркивают в музее.
Марина Куцеволова, архитектор-реставратор новгородского ООО «МАРТ», которая является одним из авторов проекта реставрации, проводит журналистов по зданию.
Единственные работы по дому, которые проводились, рассказывает она, это реставрация фасадов, сделанная в 70-х годах Леонидом Егоровичем Красноречьевым. Внутреннюю структуру планировки никто не исследовал, поэтому демонтажные работы принесли много открытий.
Дом спроектирован и построен в стиле классицизма. Как характерно для усадебных домов того времени, разделяется на три зоны: хозяйственная с отдельным входом, парадная зона с парадным входом и зона жилая. Реставраторам удалось полностью восстановить первоначальную внутреннюю структуру здания, открыть все оконные и дверные проемы.
Мы стоим у южного, хозяйственного, входа в дом графини. Именно через него многие годы и входили в здание посетители музейных экспозиций. Следы от парадной лестницы, говорит архитектор, удалось найти только по отпечаткам кирпичей. В ходе реставрации будет восстановлена лестница и открыт парадный вход. С учетом современных требований появится подъемник для маломобильных групп посетителей.
При разработке проекта реставрации архитекторы ориентировались на сохранившийся старый чертеж дома 1828 года, это год покупки графиней Орловой данного здания.
– Мы наметили для себя местоположение печей, дверных проемов. В процессе работы вся эта планировка со 100%-ной точностью подтвердилась, – рассказывает Марина. И показывает: – Вот такие арочки – это ниши под печи. Печи планируется восстановить в выставочных помещениях, но как нерабочие. Печей в доме было восемь: одна кирпичная и семь голландских.
Марина признается, что как архитектор-исследователь она возлагала большие надежды на демонтаж поздней штукатурки — хотелось найти какие-то следы отделки, чтобы восстановить цветовые характеристики интерьеров. Увы, сохранилось мало. И все же в каких-то укромных местах удается найти крохотные островки цвета. Так, в спальне графини обнаружили темно-изумрудный цвет, на парадной лестнице — серый. «Для нас это очень ценно».
Работы по реставрации здания ведутся комплексно. Многое сделано по восстановлению декоративных элементов фасада, карнизов, полуколонн. Идут работы по штукатурке фасадов. Практически смонтирована стропильная система крыши. Крыша восстанавливается в первоначальных исторических формах. Она будет венчаться бельведером — легкой восьмигранной конструкцией с башенкой типа смотровой площадки, на которую можно подниматься с чердака по винтовой лестнице и любоваться окрестностями монастыря и усадьбы, – рассказывает архитектор.
Реставрацию здания и усадьбы графини Орловой-Чесменской планируется завершить к концу 2019 года. А первые посетители придут в дом графини, скорее всего, в 2020 году.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)