Что игла рисует

06.09.2018

«В отличие от современных футболок, которые тоже удобны, у этой одежды есть история».

Выставка народной вышивки «Стежок к стежку. Игла рисует…» открылась на днях в церкви Жен Мироносиц на Ярославовом дворище. На выставке представлено 60 предметов из фондов новгородского музея-заповедника, некоторые из них экспонируются впервые.

– Мы долго думали, как объять необъятное, и решили представить на выставке три основные техники вышивки, которые были распространены в Новгородской губернии, – сказала на церемонии открытия экспозиции куратор выставки, старший научный сотрудник музея деревянного зодчества «Витославлицы» Елена Мигунова. – Это двусторонний шов, который еще называют «роспись» или «спис», тамбурный шов, издавна известный на Руси, который назывался «шов в цепки», или шов цепочкой, иногда его еще образно называют «мышиная тропка», и вышивка крестом.
Конечно, вышивали на Новгородчине и строчкой «белым по белому», крестецкой строчкой. «Когда-нибудь представим и эти техники», – обещает куратор выставки.

В витринах новой экспозиции – украшенные вышивкой полотенца, проставки-заготовки для украшения полотенец, ворот для мужской рубахи, подзоры для крестьянского постельного белья, передник, а также инструменты вышивальщиц – пяльцы, наперстки, игольницы, ножницы, шкатулки.

Дарить иголки в старину было не принято, рассказывает Елена Мигунова. Считалось, что такой подарок — к ссоре. Иголочки передавали из поколения в поколение, крестьянки учили дочек с детства бережливому отношению к орудиям труда. А за пяльцы девочек усаживали в 6-7 лет, потому как к свадьбе девушка должна была вышить сорок полотенец, рубашки и т.д.
Куратор выставки предлагает посетителям экспозиции обратить внимание на узоры выставленных изделий — девичьи узоры отличаются от тех, что вышиты руками замужних женщин.

В одной из витрин представлены игольницы и футляры с иголками. Одну игольницу музейные работники назвали матрешкой — долгое время она висела в избе в музее «Витославлицы», а когда игольницу отдали на реставрацию, оказалось, что там не одна, а сразу три игольницы – хозяйка нашивала их одну на другую.

В той же витрине — тетрадка с образцами рисунков узоров конца XIX — начала XX века. В ней 70 листов с цветочными мотивами, образцами вышивки букв различными шрифтами. Тетрадь поступила в отдел письменных источников музея в 1973 году от известной крестецкой вышивальщицы А.Тихановой. «Но это универсальные схемы узоров, их можно было и крестиком вышить, и двусторонним швом», – отмечает Елена Мигунова.

Традицию народной вышивки сегодня хранят и передают молодым поколениям сотрудники Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина.

– Владимир Иванович Поветкин был разносторонним человеком и создал центр, который работает в разных направлениях сохранения народной культуры, – отметила директор центра Наталья Попова. – Мы все ходим в народной одежде, сами шьем ее, а значит, должны ее знать, изучать. И в результате к нам приходят люди, которые интересуются народным костюмом, и сегодня мы имеем высококлассных мастериц. 

– Нынешняя выставка — просто песня для души и радость для глаз, – говорит Наталья Попова.

Главный хранитель фондов Центра музыкальных древностей Анастасия Каменская показывает изделия, вышитые мастерицами центра. Этнографические экземпляры центр не использует («Они должны лежать в витринах»), и для украшения зала, для работы здесь вышивают изделия по образцам конца XIX – начала XX века, взятым из книг, поясняет Анастасия. Вот передник Вологодской области, а вот полотенца Тверской губернии. «Идеальная изнанка, потому что вышивка двусторонняя», – обращает внимание Анастасия. А вот рубаха Олонецкой губернии, вышитая «росписью» – старинным двусторонним швом.

Рукодельницы центра показывают одежду, сшитую и вышитую ими для родных, – рубашка для сына, как носили раньше в Вологодской области, рубаха для мужа с узором с берегов реки Пинеги.

– Это одежда для жизни. Но в отличие от современных футболок, которые тоже удобны, у этой одежды есть история, – подчеркивает Наталья Попова.
На наш вопрос, как интегрировать традиционный народный костюм в сегодняшнюю жизнь, Наталья Попова отвечает, что прежде всего нужна база – уважение к народной культуре, к народным традициям. Тогда появятся и решения.
Напомним, в предстоящие выходные в Великом Новгороде пройдет фестиваль костюма «Сарафан», где также будут говорить о традиционном народном костюме и его современном прочтении.

Людмила СОКОЛОВА
Ольга БАТРАК (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.