Что игла рисует

«В отличие от современных футболок, которые тоже удобны, у этой одежды есть история».

Выставка народной вышивки «Стежок к стежку. Игла рисует...» открылась на днях в церкви Жен Мироносиц на Ярославовом дворище. На выставке представлено 60 предметов из фондов новгородского музея-заповедника, некоторые из них экспонируются впервые.

– Мы долго думали, как объять необъятное, и решили представить на выставке три основные техники вышивки, которые были распространены в Новгородской губернии, – сказала на церемонии открытия экспозиции куратор выставки, старший научный сотрудник музея деревянного зодчества «Витославлицы» Елена Мигунова. – Это двусторонний шов, который еще называют «роспись» или «спис», тамбурный шов, издавна известный на Руси, который назывался «шов в цепки», или шов цепочкой, иногда его еще образно называют «мышиная тропка», и вышивка крестом.
Конечно, вышивали на Новгородчине и строчкой «белым по белому», крестецкой строчкой. «Когда-нибудь представим и эти техники», – обещает куратор выставки.

В витринах новой экспозиции – украшенные вышивкой полотенца, проставки-заготовки для украшения полотенец, ворот для мужской рубахи, подзоры для крестьянского постельного белья, передник, а также инструменты вышивальщиц – пяльцы, наперстки, игольницы, ножницы, шкатулки.

Дарить иголки в старину было не принято, рассказывает Елена Мигунова. Считалось, что такой подарок — к ссоре. Иголочки передавали из поколения в поколение, крестьянки учили дочек с детства бережливому отношению к орудиям труда. А за пяльцы девочек усаживали в 6-7 лет, потому как к свадьбе девушка должна была вышить сорок полотенец, рубашки и т.д.
Куратор выставки предлагает посетителям экспозиции обратить внимание на узоры выставленных изделий — девичьи узоры отличаются от тех, что вышиты руками замужних женщин.

В одной из витрин представлены игольницы и футляры с иголками. Одну игольницу музейные работники назвали матрешкой — долгое время она висела в избе в музее «Витославлицы», а когда игольницу отдали на реставрацию, оказалось, что там не одна, а сразу три игольницы – хозяйка нашивала их одну на другую.

В той же витрине — тетрадка с образцами рисунков узоров конца XIX — начала XX века. В ней 70 листов с цветочными мотивами, образцами вышивки букв различными шрифтами. Тетрадь поступила в отдел письменных источников музея в 1973 году от известной крестецкой вышивальщицы А.Тихановой. «Но это универсальные схемы узоров, их можно было и крестиком вышить, и двусторонним швом», – отмечает Елена Мигунова.

Традицию народной вышивки сегодня хранят и передают молодым поколениям сотрудники Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина.

– Владимир Иванович Поветкин был разносторонним человеком и создал центр, который работает в разных направлениях сохранения народной культуры, – отметила директор центра Наталья Попова. – Мы все ходим в народной одежде, сами шьем ее, а значит, должны ее знать, изучать. И в результате к нам приходят люди, которые интересуются народным костюмом, и сегодня мы имеем высококлассных мастериц. 

– Нынешняя выставка — просто песня для души и радость для глаз, – говорит Наталья Попова.

Главный хранитель фондов Центра музыкальных древностей Анастасия Каменская показывает изделия, вышитые мастерицами центра. Этнографические экземпляры центр не использует («Они должны лежать в витринах»), и для украшения зала, для работы здесь вышивают изделия по образцам конца XIX – начала XX века, взятым из книг, поясняет Анастасия. Вот передник Вологодской области, а вот полотенца Тверской губернии. «Идеальная изнанка, потому что вышивка двусторонняя», – обращает внимание Анастасия. А вот рубаха Олонецкой губернии, вышитая «росписью» – старинным двусторонним швом.

Рукодельницы центра показывают одежду, сшитую и вышитую ими для родных, – рубашка для сына, как носили раньше в Вологодской области, рубаха для мужа с узором с берегов реки Пинеги.

– Это одежда для жизни. Но в отличие от современных футболок, которые тоже удобны, у этой одежды есть история, – подчеркивает Наталья Попова.
На наш вопрос, как интегрировать традиционный народный костюм в сегодняшнюю жизнь, Наталья Попова отвечает, что прежде всего нужна база – уважение к народной культуре, к народным традициям. Тогда появятся и решения.
Напомним, в предстоящие выходные в Великом Новгороде пройдет фестиваль костюма «Сарафан», где также будут говорить о традиционном народном костюме и его современном прочтении.

Людмила СОКОЛОВА
Ольга БАТРАК (фото)