Вот такая история!

04.10.2018

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Продолжаем открывать с помощью новгородских народных краеведов малоизвестные страницы из прошлого – через конкурс «Вот такая история!». В прошлый раз публиковалось фотоизображение металлического барельефа мастеров, оставивших рядом со своим творением автографы. Вопрос был: кто эти мастера и где их можно увидеть?

Все участники нашего конкурса написали, что речь идет о Магдебургских вратах (их еще называют Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) западного портала Софийского собора. «Крайние боковые рельефы нижнего яруса левой створки Магдебургских врат изображают мастеров-литейщиков с инструментами их ремесла: весами, клещами, тиглем для расплавления металла. Это немецкие литейщики, исполняющие заказ на изготовление дверей, – мастера Риквин, Авраам и Вайсмут. У каждой из трех фигур сделаны надписи: на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой — жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет. Эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в Сигтуну. В течение нескольких веков двери служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников», – написал Дмитрий Синчук. «Эти рельефные композиции на ветхозаветные и новозаветные темы, а также отдельные символического характера фигуры отличаются чертами своеобразного натурализма, присущего западноевропейскому искусству», – читаем в ответе конкурсантки Марины Прибыткиной. Другая участница Светлана Егорова уточняет, что на нижней пластине врат изображены фрагменты из Библии «Первородный грех» и «Сотворение Евы». Здесь же представлены автопортреты «многогрешных рабов Божиих» – создателей врат мастеров Риквина и Вайсмута. На фото в газете Риквин, он держит клещи и весы, а над его головой – латинская надпись «RIQVIN ME FECIT» и славянская – «МАСТЕР РИКВИН МЕПЕГЕТ».
Мастер Вайсмут, предположительно ученик Риквина, изображен с клещами и литейной формой (тиглем). Его портрет находится с правой стороны от фрагмента «Сотворение Евы».
И еще один портрет мастера находится в центре створы. Фигура выполнена по образцу рядом стоящего Риквина, но отличается по технике и стилю. Фигуру сопровождает единственная славянская надпись «МАСТЕРЪ АВРАМЪ», выгравированная над головой изображенного. Видимо, это вставка «автопортрета» новгородского мастера, помещенная здесь по образцу немецких собратьев по ремеслу. Вероятно, этому мастеру довелось собирать привезенные части врат и дополнять их некоторыми недостающими деталями, а возможно, и снабжать пластины переводами к поясняющим латинским надписям. В пользу этого говорят и православный крест на шее Авраама с инициалами IC XC, и другой тип одежды и обуви: вместо традиционных для горожан средневековой Европы невысоких туфель с заостренными носками – сапожки по типу тех, что носили в средневековом Новгороде.
«Первоначально ворота предназначались для входа в собор Успения Приснодевы Марии в Плоцке, от чего происходит их название. Во время очередного похода новгородцев в Швецию ворота были захвачены и перевезены в Новгород, после чего они были установлены на рождественском приделе Софийского собора. Позже они были поновлены мастером Авраамом и перемещены на западный вход, также мастер Авраам добавил свой автопортрет к остальным двум мастерам», – сообщил Дмитрий Самсонов. «Сам по себе этот вопрос конкурса не является сложным, – отмечает один из самых активных участников нашего проекта Валентин Самойлов. – Гораздо сложнее рассказать что-либо вразумительное о происхождении этого объекта, который вызывал ранее и вызывает до сих пор яростные споры историков-современников, так и не пришедших к единому мнению по этому историческому памятнику». Кстати, он — единственный из конкурсантов, указавший, что существуют копии врат, из них две гипсовые: 1866 г. – в музее Нюрнберга; 1880-х гг. – в Государственном историческом музее в Москве; две из пластмассы – в Гнезно и Варшаве; бронзовая – 1971–1981 гг. в соборе Плоцка. Спасибо Валентину Самойлову, Марине Келка, Ольге Герасимовой за обстоятельные ответы, спасибо также Ольге Машиной и всем другим участникам
конкурса.
А мы продолжаем проект и даем новое задание.

«Страж верный прошлых лет…»   

Вопрос: 

У этих зверей итальянские корни. Их «предки» родом из Флоренции, однако многие «собратья», как и они сами, поселились в России – в Петербурге, Петергофе, Стрельне и других местах. На новгородской земле они оказались в 1824 году, а после войны попали в Новгород. Где сегодня их можно увидеть? Кого охраняли эти стражи раньше?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.