Вот такая история!

01.11.2018

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Наш город велик как по возрасту, так и по историям, которые он хранит. О некоторых малоизвестных из его прошлого мы продолжаем знакомить с помощью вас, уважаемые читатели – народные краеведы. Конкурс-квест выходит два раза в месяц, участвовать в нем может любой из вас, если найдет ответ на задание. Итоги проекта, организованного Новгородским музеем-заповедником и редакцией газеты, будут объявлены в конце года, победителей конкурса ждут призы.

В предыдущем задании на фото был представлен след войны, спрашивалось, на каком объекте он оставлен?
«Боевая рана» запечатлена на Воскресном колоколе Софийской звонницы, об этом написали активные участники нашего интеллектуального марафона Алена Егорова, Дмитрий Синчук, Светлана Егорова, Валентин Самойлов, Светлана Смирнова, Валерий Марков, Марина Прибыткина и другие.
«Он был отлит на заводе Юрьева монастыря в 1839 году мастерами Федотом Бибихиным и Алексеем Чистюниным, при участии иеромонаха Юрьева монастыря Нафана. Этот колокол перелит из старого, подаренного Новгороду Иваном Грозным в 1572 году (царь замаливал грехи за опричный разгром). Он являлся одним из пяти больших колоколов Софийской звонницы, рядом с ней сейчас он и находится», – ответил Дмитрий Самсонов.
Дальнейшую судьбу наши читатели прослеживают через воспоминания очевидцев и сведения в открытых источниках, публикации в старых газетах. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе Новгородского управления государственных музеев А. Н. Семенов писал: «11–12 августа 1941 года воздушные тревоги объявлялись одна за другой, над городом шли воздушные бои, а 13-го вечером начался обстрел города немецкой артиллерией. Музейные работники и бойцы ПВХО готовили к отправке на баржах колокола, Магдебургские врата и иные художественные изделия. (…) При погрузке колоколов на баржу применялись лебедки и тали, присланные из Ленинграда, при помощи этих талей под руководством представителя Балтфлота колокола снимали с Софийской звонницы». Но два самых больших колокола погрузить на баржу не смогли, в связи с чем в ночь на 15 августа 1941 года советскими саперами с помощью взрывчатки они были зарыты у стен Кремля, на берегу Волхова. Это колокола Воскресный и Праздничный. Переправить водным путем другие колокола также не удалось — из-за попадания в баржу бомбы они утонули в Волхове.
Сразу после освобождения Новгорода от оккупантов саперы Красной Армии занимались разминированием территории Кремля. Уже 28 января 1944 года в газете «Красная звезда» (читаем в материале Валентина Самойлова) было опубликовано сообщение ТАСС от 27 января «Советские патриоты сберегли от немцев исторические памятники», в котором указывалось об обстоятельствах эвакуации колоколов Софийской звонницы, сокрытии в земле на берегу Волхова двух больших колоколов и лежащих в водах реки других колоколах. В сообщении утверждалось, что «на днях» началось извлечение колоколов из земли и осуществляется поиск на дне реки утонувших колоколов «водолазами инженерных войск Волховского фронта».
Момент извлечения колоколов из земли и воды был заснят фотокорреспондентами Волховского фронта Коноваловым Г. Ф. и Нордштейном С. М., снимки которых в настоящее время хранятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов (г. Санкт-Петербург) и в Ленкинохронике. Кроме того, это подтверждается и отчетом о работе Новгородского музея с 28 января по 28 августа 1944 года, где записано: «Подняты со дна Волхова затонувшие три колокола и раскопаны два больших колокола. С берега Волхова они перетащены в Кремль».
Дмитрий Самсонов отмечает, что есть неясности насчет пробоины, полученной колоколом. Есть версия, что пробоина и трещины получены при попадании снаряда.
Долгое время (с 1954 года) Воскресный колокол вместе с другими в качестве экспонатов стояли на постаментах у подножия Софийской звонницы. Но в 2013 году начаты работы, которые позволят софийским колоколам вновь обрести голос. «Сейчас Воскресному колоколу вернули язык, утраченный в годы войны. Исследуется пробоина колокола, которую предполагается заделать, если представится такая возможность», – написал Валентин Самойлов.
На очереди новая история и вопрос читателям.

ВОПРОС: Мастер, создавший эту скульптуру, прямого отношения к нашему городу не имел. Однако его произведение ценно вдвойне для новгородцев. Во-первых, само имя автора украшает коллекцию музея. А во-вторых, произведение связано с историей, которая известна далеко за пределами Новгородской земли.

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.