Дорогой жизни

08.11.2018

По инициативе петербургских поисковиков в Кировске появилась трехмерная панорама «Прорыв», погружающая зрителя в самое пекло одного дня боев за снятие блокады Ленинграда.

13 января 1943 года. Второй день операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. В наступлении – 131-й стрелковый полк 45-й дивизии. Теряющий сознание на поле боя от ранения Владимир Девяткин услышит разговор санитарок: «Давай этого возьмем, он вроде полегче…» Он придет в себя уже на другом берегу Невы, ему ампутируют ногу, но он останется жив. До самой старости будет бегать в протезе на лыжах и помнить своих спасительниц.

Пекло войны

Владимир Девяткин один из героев экспозиции, посвященной дню битвы за прорыв блокады Ленинграда. Здесь нет безликих фигур: все прототипы – участники тех событий и о каждом экскурсоводы расскажут историю жизни. Военные действия разворачиваются на Невском пятачке – плацдарме на левом берегу Невы, который советские войска Ленинградского фронта захватили в начале блокады и удерживали до полного ее снятия. Гости экспозиции оказываются в самом пекле тех дней, где за 1941–1943 годы погибло более двухсот тысяч красноармейцев.
Ты попадаешь в окоп, под ногами снежное месиво из крови и грязи, брошенные автоматы, винтовки, глыбы разорванного льда, гранаты, патроны, фляги… Кажется, что все это было только что и где-то сейчас рванет снаряд. Но нет. Прошло 75 лет. А дальше ты глаза в глаза встречаешь 37-летнего Романа Беглова.
– Он рвется в бой, а дома его ждут трое детей. Домой с Невского пятачка он никогда не вернется – погибнет уже на следующий день, – тихо добавляет экскурсовод Вера Иванова.
Над головой пикирует немецкий самолет «Юнкерс», а справа – вставший на дыбы танк, напоровшийся на вражеские укрепления, и раненый солдат, которого обнаружила собака. Кинолог Маргарита Меньшагина обучила четвероногих бойцов относить боеприпасы на передовую, а на обратном пути находить раненых и приводить к этому месту санитаров.
– Особенно девчонок хотелось показать. Собрали тех, которые занимались собаководством, и привезли сюда добровольцами. Подвозили на собаках боеприпасы, инженерное имущество, увозили раненых. Она только-только медицинские курсы окончила, – рассказывал в одном из интервью идейный вдохновитель создания музея, командир поискового движения «Шлиссельбург» Дмитрий Поштаренко.
Еще в 2014 году он и команда единомышленников воссоздали в миниатюре события операции «Искра», посвятив работу 70-летию снятия блокады Ленинграда. Тогда экспозицию посетил президент Владимир Путин и впечатленный увиденным написал в книге отзывов: «Очень достоверно, талантливо, здорово. Большое вам всем спасибо. Поздравляю!» А после отдал устное поручение помочь поисковикам в создании полноценной экспозиции.
– Дмитрий Поштаренко с 12 лет посещает наш музей. До появления новой панорамы у нас была только диорама прорыва блокады Ленинграда. Детская мечта Димы заключалась в том, чтобы оказаться там, вдали диорамы, среди маленьких фигур дедов и прадедов, прорывавших блокаду. В 2014 году он реализовал пробный проект, который вызвал огромный интерес. Люди выстраивались в очередь. За два с половиной месяца выставку посетило более 20 тысяч человек, – рассказывает директор музея-заповедника «прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылев.
В том же году завертелась работа по строительству нового музея. Деньги были выделены из бюджета Ленинградской области. Речь идет о сумме в полмиллиарда рублей. К примеру, видеопроектор стоит 11 миллионов рублей.
– Когда мне сообщили цену, то первая моя реакция была нецензурной! – признается Денис Валерьевич. – Я зашел на сайт производителя и узнал, что таких проекторов в данный момент всего три штуки.
Но именно этот проектор позволяет полностью погрузиться в 3D-mapping ночного боя. Интерес к региональному музею легко измерить посещаемостью. Если в прошлом году, до создания панорамы «Прорыв», диораму посетили 55 тысяч человек, то за 9 месяцев этого года – уже 186 тысяч. Это действительно музей европейского уровня, где экспонаты можно потрогать руками, с головой погрузившись в атмосферу тех страшных дней, и было бы здорово, если и в Великом Новгороде открылась бы подобная экспозиция.

Дорога победы

Блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня, была прорвана 18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия. Еще год советским воинам понадобится для полного снятия блокады Ленинграда.
В сентябре 1941 года враг отрезал Северную столицу от большой страны. Постепенно в городе начался голод, тысячи людей от него умирали. Только в 1941 году норму хлеба снижали пять раз. В итоге рабочие получали 200 граммов хлеба, а все остальные – 125. Муки в нем было менее половины, остальное – это жмых, отруби, сода, целлюлоза. Отсюда и его сероватый цвет.
– Ленинградцы ели обои, с них можно было соскрести крахмал, клейстер был лакомством, – рассказывает об ужасах и тяготах жизни в осажденном городе экскурсовод филиала «Дорога жизни» центрального военно-морского музея.
Эта легендарная дорога по Ладожскому озеру за неполные два года спасет тысячи жизней. В навигацию в блокадный Ленинград продукты доставлялись по воде, а зимой – по льду. Сегодня близ мыса Осиновец расположен музей «Дорога жизни». Он открыл свои двери в день 31-й годовщины начала работы водной переправы. К 70-летию Победы было принято решение полностью реконструировать музей.
– В нашей экспозиции представлены различные виды оружия, флаги, знамена, модели кораблей, автомобилей, документы, фотографии и личные вещи свидетелей тех событий, – добавляет экскурсовод.
Сегодня здесь под открытым небом, на берегу Ладожского озера, стоит транспортный самолет Ли-2Т, которыми до становления крепкого льда на воде осуществлялось снабжение продовольствием Ленинграда. Только с сентября по декабрь 1941 года в Ленинград авиатранспортом доставили более 5 тысяч тонн продовольствия и вывезли 50 тысяч человек, в том числе квалифицированных рабочих, специалистов, ученых и детей. К слову, это один из последних самолетов, оставшихся в нашей стране. Но во многих фильмах о войне мы можем увидеть его.
Здесь же и буксир «Ижорец-8» – во время Великой Отечественной войны такие пароходы использовались в военных целях как тральщики, сторожевые корабли и канонерские лодки. Рядом стоят самоходный плашкоут, автомобили, корабельное вооружение. Бережно здесь хранят и капсулу с землей со дна Ладоги, где затонул сторожевой корабль «Пурга». Недавно проводились водолазные работы на предмет поднятия носа корабля – это все, что от него осталось. Он сильно горел, поскольку работал на авиационном бензине.
– У нас же пока есть только носовой якорь с «Пурги», подаренный нам в этом году в день рождения водной Дороги жизни, – продолжает экскурсовод.
Также на территории музея, возле набережной, расположен памятник в честь защитников Дороги жизни. Он посвящен морякам, регулировщикам и тем, для кого функционировала дорога – блокадным ленинградцам. Само же здание музея символизирует глыбу ладожского льда, и каждый экспонат в нем рассказывает о беспримерном героизме защитников Ленинграда.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Фото автора

КСТАТИ. В списке работ возглавляемой Дмитрием Поштаренко петербургской общественной организации «Невский баталист» – панорамы «Прорыв», «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», «Москва, сорок первый. Контрнаступление», «Битва за Москву. Бородино, 1941», «Кенигсберг-45. Последний штурм», «Герои Брестской крепости», «Десант на Шумшу. Последний остров войны» и «Штурм Котонского укрепрайона. Освобождение Южного Сахалина» (две последние базируются на разных этажах здания музейно-мемориального комплекса «Победа» в Южно-Сахалинске), а также диорама «Герои Балтики», выставка «Живем и помним».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.